Техника

ТЕХНИКА (от греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение), система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний, путём познания и использования сил и закономерностей природы. Техника (вместе с людьми, создающими её и приводящими в действие) образует составную часть производительных сил общества и является показателем тех общественных отношений, при которых совершается труд, составляет материальный базис каждой общественной формации.

Современную технику можно разделить на следующие функциональные отрасли: производственная техника, техника транспорта я связи, техника научных исследований, военная техника, техника процесса обучения, техника культуры и быта, медицинская техника, техника управления. Некоторые из развитых областей техники (производственная, транспорта и связи) могут быть подразделены на технику пассивную и активную. Пассивная техника включает: связующую систему производства (особенно в химической промышленности); производственные  помещения; технические сооружения наземной связи, железные дороги, мосты, каналы, гидромелиоративные сооружения; технические средства распространения информации (телефон, радио, телевидение). Активная техника состоит из: орудий (инструментов), которые делятся на орудия ручного труда, орудия умственного труда и орудия жизнедеятельности человека (очки, слуховые аппараты, некоторые протезы и т. п.); машин (производственных, транспортных, военных), аппаратуры управления машинами, технологическими, производственными и социально-экономическими процессами. Последовательность перечисленных звеньев технической системы соответствует в принципе исторической последовательности их возникновения.

Закономерности развития техники не сводимы к социально-экономическим закономерностям. Исходным пунктом в социологическом исследовании развития техники выступает анализ взаимоотношения её с человеком в процессе труда. В этом процессе техника занимает промежуточное положение между человеком и природой как предметом труда. Техническая средства, будучи, с одной стороны, веществом природы, с другой — призваны быть продолжением естественных работающих органов человека. Внутренняя логика развития техники обусловлена взаимоотношением техники с человеком и природой. При этом определяющим является историческое и логическое соотнесение техники с работающими органами общественного человека. Замена «...естественных производственных инструментов...» человека искусственными, замена «...человеческой силы силами природы...» (Маркс К., см. Капитал, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, с. 385, 397) составляет основной закон самодвижения техники.

Критерием различения исторических этапов в развитии техники является перемещение от человека к технике таких функций, которые вызывают коренное изменение в технологическом способе соединения человека и техники.

Соответственно история техники может быть подразделена на три основных этапа: орудия ручного труда (инструменты); машины (на уровне механизации); автоматы (машины на уровне автоматизации). Первый этап характеризуется таким способом соединения человека и техники в технологическом процессе, при котором человек является материальной основой технологического процесса, а орудия лишь удлиняют и усиливают его работающие органы. Труд при этом носит ручной характер. Второй этап характерен тем, что основой технологического процесса становится машина, а человек лишь дополняет её своими органами труда, является её технологическим элементом. Труд при этом становится механизированным. Наконец, третий этап характеризуется свободным типом связи человека и техники. Переставая быть непосредственным звеном технологической цепи, человек получает условия для творческого использования своих способностей. Техника в свою очередь не ограничивается более в своём развитии физиологическими пределами человеческого организма.

Развитие техники совершается не только путём опредмечивания технологических функций человека, но и путём превращения вещества природы и естественных процессов в рабочее вещество и технологические процессы. Научно-техническая деятельность человека выражается в том, что он использует механические, физические, химические свойства природы для того, чтобы «... в соответствии со своей целью применить их как орудия воздействия на другие вещи» (там же, с. 190).

Развитие современной техники в большей степени, чем когда-либо, обусловлено развитием науки, к-рая играет ведущую роль по отношению к технике. Технические новшества осуществляются путём приложения научно-теоретических знаний. В свою очередь, потребности развития техники стимулируют и направляют научные исследования (особенно прикладного характера). Лабораторная техника и техника научных экспериментов создают новые возможности для овладения законами природы.

Марксизм исходит при анализе общественных явлений не из техники самой по себе, а из уровня развития производительных сил. Но техника занимает особое место в производительных силах: она фиксирует их рост, развитие — количественные и качественные изменения — в предметной форме. Особенно это относится к производственной технике, к техническим средствам труда и главным образом к той их части, которую Маркс называет механическими средствами труда, костной и мускульной системой производства. Таким образом, уровень развития техники во многом определяет и соответствующий уровень развития общества. Экономия, эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда (см. там же, с. 191).

Техника оказывает воздействие на общество различными путями. Это воздействие смягчается или, наоборот, усиливается в зависимости от социально-экономических условий применения техники. Само развитие техники испытывает мощное воздействие со стороны экономических, политических, идеологических институтов общества, которое может стимулировать научно-технический прогресс или тормозить его в соответствии с экономическими и политическими целями классов.

Влияние техники на современное общество происходит не только через сферу материального производства (хотя это и главная сфера воздействия). Так, военная техника влияет на мировую политику, ибо с изобретением средств массового уничтожения людей проблема сохранения мира превращается в проблему жизни и смерти всего человечества. Система образования, искусство, культура, быт в значительной мере преобразуются под воздействием техники. Изобретение техники кино, телевидения, радио, звукозаписи вызвали к жизни новые виды искусства, оказали глубокое воздействие на всю человеческую культуру. Техника революционизирует и условия быта, оказывает влияние на мировоззрение человека, его психологию, мышление и т. д. См. также Научно-техническая революция, Научно-технический прогресс.

Г. Н. Волков.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература:

Макрс К., Капитал, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23; его ж е, Нищета философии, там же, т. 4; е г о же, Экономические рукописи 1857—1859 гг., там же, т. 46, ч. 1 — 2; Гегель Г. В. Ф., Соч., т. 1, 4, 6, М.—Л., 1929—59; Бернал Д ж., Наука в истории общества, пер. с англ., М., 1956; Шухардин С. В., Основы истории Т., М., 1961; История Т., М., 1962; Мелещенко Ю. С., Человек, общество и Т., Л., 1964; его же, Техника и закономерности ее развития, Л., 1970; Омаров А. М., Т. и человек, М., 1965; Епископосов Г. Л., Техника и социология. М., 1967; Кузин А. А., К. Маркс и проблемы техники, М., 1968; Товмасян С. С., Филос. проблемы труда и Т., М., 1972; Волков Г. Н., Истоки я горизонты прогресса, М., 1976.

Tags: 
Понятие: