Инсайт

ИНСАЙТ (от англ. insight — проницательность, проникновение в суть). Интеллектуальный процесс, проявляющийся во внезапном усмотрении сути проблемной ситуации. В рамках философии сложилась традиция трактовки инсайта как акта непосредственного познавания, в котором не используется логический анализ. В данном ключе могут быть проинтерпретированы «ясные и отчетливые идеи» Р. Декарта, «постижение Бога» Ф. Аквинского, «априорные синтетические формы рассудка» И. Канта, «интуиция» А. Бергсона и пр. (Роговин М. Инсайт // Философская энциклопедия: В 5 т. М: Советская энциклопедия, 1962. Т. 2). В опытах В. Кёлера с человекообразными обезьянами, когда им предлагались задачи, которые могли быть решены лишь опосредствованно, было показано, что обезьяны после ряда безрезультатных проб прекращали активные действия и просто разглядывали предметы вокруг себя, после чего могли достаточно быстро прийти к правильному решению. Это послужило основанием для критики Э. Торндайка за то, что он в экспериментах с «проблемным ящиком» не позволял животным осуществлять исследовательскую деятельность, а ставил их перед необходимостью действовать вслепую, методом проб и ошибок. В дальнейшем это понятие использовалось К. Дункером и М. Вертгеймером в качестве характеристики человеческого мышления, когда решение достигается не в результате анализа, а путем постижения целого, т. е. на основе реорганизации и реструктуризации психологического поля. Так, по определению К. Дункера, само мышление является процессом, который посредством инсайта (понимания) проблемной ситуации приводит к адекватным ответным действиям (Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления / Под ред. A.М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965). Само понятие «инсайт» — первоначально, нем. die Einsicht — познание, достижение, результат (исследования) — введено в гештальтпсихологию B. Кёлером в 1925 году.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 223.

Литература:

Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. М., 1930; Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.; Воронеж, 1996.

Понятие: