Маузавар

Постоянное заминдари и райятвари были двумя основными земельно-податными системами в Индии в первой трети XIX века. Однако в районах Центральной Индии, завоеванных Ост-Индской компанией во время войн с маратхами и выделенных в так называемые Верхние Провинции в составе Бенгальского президентства (ныне Уттар Прадеш и Мадхья Прадеш), была введена несколько видоизмененная система, получившая название — «маузавар» или «малгузари». Особенностью ее было то, что фискальной единицей и владельцем земли считалась деревенская община в целом. Однако, хотя отвечала за своевременный взнос налога вся деревня, налог раскладывался на каждого общинника в отдельности, и при просрочке хотя бы одного срока внесения даже одним общинником принудительно распродавались земли всей деревни. Скупали их обычно судейские или налоговые чиновники, таким образом превращавшиеся в заминдаров, отличавшихся от бенгальских только тем, что суммы, которые они должны были вносить в казну, периодически пересматривались и увеличивались. Маркс писал, что английские власти «превратили, поскольку это зависело от них, индийскую экономическую общину с общинным землевладением в карикатуру ее самой» *.

При райятвари и маузаваре было широко распространено (хотя и не упоминалось в законе) применение принудительного неоплачиваемого труда крестьян в дорожном строительстве и для переноски багажа при проезде англичан. По словам английских чиновников, «все — и высшие и низшие — пользовались правом требовать бесплатных носильщиков... Это отражалось тяжелее всего на деревнях, расположенных вдоль шоссе, и жители таких деревень часто все бежали при приближении какого-нибудь отряда или свиты крупного чиновника» **.

Примечания

* К. Маркс, Капитал, т. Ill, М., 1955, стр. 346, сн. 50.

** P. Spear, Twilight of the Mughuls. Studies in late Mughul Delhi, Cambridge, 1951, p. 85.

Цитируется по изд.: Новая история Индии. Отв. ред. К.А. Антонова, Н.М. Гольдберг, А.М. Осипов. М., 1961, с. 195-196.

Понятие: