Миктлан

МИКТЛАН, загробный мир, находился под землёй. Это была сумеречная область, предназначенная для всех — невзирая на социальное положение — остальных лиц. Это было место неопределённости и тайны. Его населяли души тех, кто умер от старости, от любой естественной причины или болезней, погиб в результате несчастных случаев либо обстоятельств, не относящихся к ведению богов трёх других мест упокоений.

Миктлан был обителью бога Миктлантекутли, Владыки мёртвых, и его спутницы Миктлансиуатль (Миктекасиуатль). Миктлантекутли часто изображали с черепом вместо лица или с носом, проткнутым обсидиановым ножом.

Мёртвым не так-то легко было добраться до Миктлана. Им приходилось совершать длительное путешествие, полное естественных, предательских ловушек, разделённое на девять этапов. На первом этапе умершие пересекали реку Апаноуая. Когда они подходили к берегу, им, чтобы переплыть через реку, требовалась помощь собаки Течичи, которую хоронили вместе с ними. После того как они полностью обнажённые выходили из реки, они должны были преодолеть следующее препятствие — пройти мимо Тепетль Монамиктиа, двух страшных гор, которые постоянно сталкивались друг с другом. Затем мёртвые взбирались на гору, называвшуюся Ицтепетль, поверхность которой была усыпана острыми как бритва обсидиановыми обломками. В следующем испытании они преодолевали восемь узких ущелий (Сеуэкайан), где царил холод и постоянно валил снег, и восемь долин (Ицеэкайан), где свирепые ветра разрезали их как нож. Пройдя его, они спускались вниз по тропе, где на них обрушивался бесконечный поток стрел (Темиминалойан), и видели, что ягуар съел их сердца. Затем они преодолевали загадочное место, называвшееся «там, где развеваются флаги», и где они встречались то ли с ящерицей, то ли с крокодилом Шо чинатль. Эта ящерица была символом Земли, а также последнего дня года, сигнализировавшим мёртвым, что они приближаются к концу этого испытания и возвращаются к Земле.

На этом этапе своих скитаний мёртвые пересекали Чиконауапан (девять рек), опять же с помощью собачонки Течичи, и добирались до Чикомиктлана (девятый ад), где их встречал Миктлантекутли. Это длительное и трудное путешествие занимало, как считалось, четыре года. Именно здесь умершие теряли связь со своим физическим и земным воплощением, распадались и исчезали навсегда во мраке и небытии. По-видимому, те, кто отправлялся в Миктлан, не могли рассчитывать на бессмертие или иную форму существования. Вечная жизнь предназначалась только для тех избранных, которые обитали в трёх других мирах.

Современные учёные, объясняя, почему по пути в Миктлан душе приходилось преодолевать подобные препятствия, проходить через девять испытаний, в числе других причин называют ту, что это странствие символизировало возвращение в материнскую утробу. В Миктлане, как и в материнском чреве, было очень темно, поскольку здесь не было ни окон, ни света. И то обстоятельство, что умерших хоронили в положении эмбриона, словно возвращали их земле в том же положении, в каком он или она родились, видимо, подтверждает высказанное выше предположение. Кроме того, количество испытаний — девять — соответствует количеству пропущенных в период беременности менструальных циклов, а трудности, встречаемые на пути, возможно, символизируют опасности, боль и метаморфозу рождения.

Течение времени, смерть и загробная жизнь — вот на каких моментах было сосредоточено внимание ацтеков. Они жили с сознанием того, что в конце каждых 52 лет их мир может быть уничтожен и что они, если хотят продлить своё существование, должны перезаключить договор с богами. Это распространялось и на мир Миктлана и отражалось на тех, кому было уготовано пребывание в подземном мире — большей части ацтекского народа, невзирая на социальное происхождение. Добравшись после четырёхлетних скитаний до Миктлана сущность человека полностью стиралась из памяти ацтекского народа. Перспектива такой гибели порождала у многих ацтеков чувство безнадёжности и отчаяния. Художники и мыслители размышляли о смерти и описывали её в философских и религиозных категориях (см. главу 6), изображали средствами искусства (см. главу 8) и поэзии (см. главу 10). В результате ацтеки создали немало произведений, в которых ставили вопросы, мучились сомнениями и размышляли о смерти и загробной жизни и которые пронизывало общее, по-видимому, настроение безысходного отчаяния.

Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 222-223.

Понятие: