Йога (ИИ, 1979)

К санкхье тесно примыкает йога — система, получившая особую известность в связи с теми конкретными правилами психофизической тренировки, которые она рекомендовала для достижения «состояния освобождения». В раннем сочинении этой школы — «Йога-сутре»

Патанджали намечены только общие принципы системы. Позднее были разработаны принципы так называемой восьмичленной йоги; все предписываемые ею «рецепты» можно условно разделить на восемь видов. Важнейшие из них связаны с контролем над дыханием (пранаяма), различными фиксированными положениями тела (асана), сосредоточением мысли на каком-либо одном объекте (дхьяна). Разумеется, технические моменты — только начальная ступень общей системы; цель ее — в достижении «высшего состояния», т. е. в «преодолении собственного «я»» (самадхи).

С философской точки зрения йога очень близка санкхье, но вводит в свое учение Ишвару (высшее божество). Если первоначально Ишвара не рассматривался как создатель всего существующего, а присутствовал извечно и отдельно от пракрити (материи), то позднее теистические тенденции подучили в йоге особое развитие. Последователи этой школы чтили личное божество, что помогало им найти общий язык с практическим индуистским культом.

Цитируется по изд.: К.А. Антонова, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Г. Котовский. История Индии. Издание второе исправленное и дополненное. М., 1979, с. 149-150.

Понятие: