Вишнуизм (ИИ, 1979)
Первое из двух главных направлений индуизма — вишнуизм возник еще в маурнйскую эпоху, по значительное распространение получил в гуптский период. Главное божество Вишну в ранних текстах выступает под именем Нараяна. Очевидно, это было божество доарийских племен Северной Индии. Уже тексты Брахман называют его могущественным богом и ставят иногда даже выше поздневедийского «творца Вселенной» Праджапати.
Позднее Нараяна отождествляется с Вишну — одним из ведийских вариантов солнечного божества. Имя бога Вишну, судя по всему, также аборигенного происхождения. В дальнейшем этот двойственный образ упоминается уже исключительно под именем Вишну, а религиозное течение, объявляющее его верховным божеством, получает название вишнуизма.
Необыкновенная популярность вишнуизма в Индии объяснялась в значительной мере поистине уникальной способностью этой ветви индуизма ассимилировать различные местные верования и культы. Это осуществлялось с помощью разработанной системы вьюх и аватар. Суть понятия «вьюха» состоит в том, что всемогущее божество Нараяна-Вншну последовательно раскрывает себя в четырех различных формах; с Вишну, таким образом, слились еще несколько популярных местных божеств, среди них едва ли не заслоняющий Нараяну в последующей литературе Васудева. Многие атрибуты средневекового Вишну восходят именно к Васудеве, он связан с божественной птицей Гарудой. С культом Васудевы, а затем и Вишну был соотнесен и культ Санкаршаны, которому поклонялись некоторые земледельческие племена.
В вишнуизм было включено еще одно местное божество — Кришна, вскоре ставшее наиболее популярным. Кришна — божество пастухов — изображается шаловливым юношей, вступающим в любовные игры с пастушками. Система вьюхи помогла «растворить» в вишнуизме образы Васудевы и Кришны.
Еще более значительной по результатам оказалась синкретическая тенденция, связанная с понятием «аватара». Слово это означает «нисхождение» или, точнее, «земное воплощение божества в интересах людей». Ранняя литература упоминает четыре аватары Нараяны-Вишну, в дальнейшем перечень доходит до 29. Подобный принцип совмещения разнородных мифов позволил вовлечь в сферу вишнуистских сюжетов представления из самых различных культов. Перечислим только наиболее известные из них. В трех из своих образов Вишну выступает в виде животного: как гигантский вепрь он спасает Землю от гибели в водах; в час потопа он в форме рыбы влечет за собой индийский ковчег — корабль, на котором спасается патриарх людей Ману; как черепаха оп участвует в процессе пахтанья океана. Как божественный герой Рама он вступает в брак с Ситой (богиней земледелия) и, освобождая ее от демонического властителя Раваны, завоевывает Ланку. Тема эта послужила затем центральным сюжетом прославленной «Рамаяны» Вальмики.
Для изучения истории раннего вишнуизма большой интерес представляет сопоставление данных литературных источников с материалами датированных эпиграфических документов.
В грамматическом труде Панини (V—IV века до н. э.) сообщается о религиозном поклонении Васудеве, о котором традиция сохранила упоминание и как о героическом кшатрии, герое кшатрийского объединения вришниев (Васудевы составляли привилегированный род этого объединения). Патанджали (II век до н. э.) отразил оба этих представления: у него Васудева выступает и как кшатрий, и как объект религиозного поклонения. Вторая тенденция получила свое наибольшее развитие в «Бхагавадгите», где Васудева предстает уже как одно из проявлений всевышнего бога Бхагаваты.
О распространении культа Васудевы в раннемаурийскую эпоху могут свидетельствовать сообщения Мегасфена об «индийском Геракле». Последний рисуется селевкидскпм послом как героический воитель, поражающий демонов. Культ Васудевы, согласно индийским источникам, был наиболее популярен в Матхуре; это же сообщает о Геракле и Мегасфен. Можно полагать, что греческий автор отразил в своем труде тот период раннего вишнуизма, когда Васудева был уже обожествлен, но еще не соотнесен с образом Кришны.
В знаменитой надписи Гелиодора из Беснагара (II век до н. э.) сообщается о поклонении «богу богов» Васудеве, причем, судя по надписи, васудевизм был распространен не только среди индийцев, но и среди греков, обитавших в Северо-Западной Индии.
На основании ряда других эпиграфических материалов конца первого тысячелетия до нашей эры можно сделать вывод о слиянии в это время трех культов — Вишну, Нараяны и Васудевы. В начале нашей эры вишнуистским богам (Вишне, Васудеве, Санкаршане) уже возводятся храмы — черта, весьма характерная для средневекового индуизма. О храмах в честь Санкаршаны упоминает, например, «Артхашастра».
Существенным отличием индуизма не только от брахманизма, но и от большинства других религиозных систем является то, что это учение связано не с одним, а с тремя божествами, причем каждый из них в принципе равноправен с двумя остальными. Этот чисто индийский вариант «троицы» получил название «тримурти» (т. е. три образа). Он включает в себя Брахму — бога-творца, Вишну — бога — хранителя Вселенной и Шиву — бога-разрушителя. Первый из них — Брахма пришел в индуизм из собственного ведийского пантеона, в позднейшей религии он скорее выражение самой идеи творения, чем самостоятельное божество. В отличие от Вишну и Шивы (а также от богини-матери Шакти, занявшей важное место в индуистском пантеоне) Брахме почти не посвящалось храмов, хотя в религиозной литературе он часто упоминался. Вместе с тем считалось, что каждый из этих трех богов как бы «охватывал» весь мир. Последователи Вишну именовали его не только хранителем, но и создателем и разрушителем Вселенной. Шива также мог сочетать все три космогонические функции. Эта черта открывала дорогу как к определенной веротерпимости внутри индуизма, так и к сосуществованию различных, связанных с индуизмом религиозно-философских учений.
Цитируется по изд.: К.А. Антонова, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Г. Котовский. История Индии. Издание второе исправленное и дополненное. М., 1979, с. 134-136.