Исторические источники: классификация

К историческим источникам относится все, что непосредственно отражает исторический процесс и дает возможность изучать прошлое человеческого общества. Классификация исторических источников является одним из важнейших аспектов вспомогательной исторической дисциплины — исторического источниковедения.

Многие классики отечественной истории решали вопрос классификации источников самостоятельно и объясняли систему классификации источников во введениях и предисловиях к своим работам. Одну из самых удачных классификаций источников предложил А. С. Лаппо-Данилевский. Он делил источники на остатки и предания. Согласно этой схеме, к остаткам относились остатки культуры и исторические факты, а преданиями считались изображения и интерпретации фактов. Классификация А. С. Лаппо-Данилевского была распространена в досоветской историографии и повлияла на классификацию советского источниковедения.

В 1930—1960-х гг. предлагалось несколько вариантов типологизации источников. М. Н. Тихомиров взял за основу классификацию источников на исторические факты и предания. А. А. Зимин исходил из деления источников на три вида: материалы, отражающие социально-экономическую историю; материалы, отражающие историю внутренней и внешней политики; материалы, отражающие историю общественно-политической мысли и культуры. Кроме этого, в исторической литературе был распространен принцип различия источников по их происхождению в рамках определенной общественно-экономической формации. Однако последняя классификация вызывала затруднения в использовании, поскольку в пяти формациях нужно было еще выделять виды источников, кроме того, количество видов и спецификация источников в формациях отличались.

Позднее советские историки предложили еще две классификации, распространенные и в настоящее время. Очень удачной и универсальной признается классификация Л. Н. Пуш карева, А. П. Прокштейна, И. Н. Данилевского. По этой схеме источники делятся на семь типов, групп или категорий:

1.            Письменные источники.

2.            Вещественные источники.

3.            Устные или фольклорные источники.

4.            Этнографические источники.

5.            Лингвистические источники.

6.            Фотокинодокументы.

7.            Фонодокументы.

Удобство этой классификации заключается в ее универсальности, поскольку дает возможность соотнести любой источниках той или другой группе, не меняя при этом классификацию. Другое преимущество схемы заключается в ее логичной структуре.

Другая классификация источников сформулирована в источниковедческих трудах И. Д. Ковальченко, А. А. Курносова, С. М. Каштанова и имеет те же преимущества, что и предыдущая типологизация. Здесь источники делятся на четыре группы, категории или типа:

1.            Вещественные источники.

2.            Письменные источники.

3.            Изобразительные (художественные или графические) источники.

4.            Фонетические источники.

Большинство современных исследований ориентируются на названные две классификации. В этих классификациях письменные источники являются самым распространенным типом. Письменные источники делятся на виды или типы по содержанию, происхождению, по отношению к группам документов и на остатки и повествования. Типологическая классификация признается самой удачной, поскольку учитывает форму и содержание источника. Вещественные источники (остатки материальной культуры) классифицируются также, как и письменные. Среди вещественных источников выделяется большая группа археологических источников, а также произведения материального искусства и культуры.

В XX в. большое распространение получили новые методы фото, кино, графического и фонового запечатления действительности. Количество и качество таких источников быстро увеличивается. Считается, что фото или кинодокументы отражают события более достоверно, чем письменные источники, а использование компьютерных технологий делает исторические источники общедоступными. Любой тип источников изучается в комплексе или отдельно специальными историческими дисциплинами, а также археологией, этнографией, искусствоведением, ставшими отдельными отраслями исторических знаний. Каждая дисциплина или отрасль имеет свой предмет исследования и объединяются источниковедением, которая является одновременно специальной исторической дисциплиной и комплексной наукой, объединяющей в себе исследования по всем типам источников.

В. К. Цечоев

Использованы материалы кн.: История России в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону, 2001, с. 16-18.

Понятие: