Сельские общины в Могольской империи

Характерной чертой феодального строя Индии было существование сельской общины. Для индийской сельской общины была характерна значительная хозяйственная замкнутость. Это объяснялось тем, что членами общины были земледельцы, занимавшиеся также прядением и ткачеством, и ремесленники других специальностей. «Механизм общины обнаруживает планомерное разделение труда, — писал К. Маркс, — но мануфактурное разделение его немыслимо, так как рынок для кузнеца, плотника и т. д. остается неизменным, и в лучшем случае, в зависимости от величины деревень, встречаются вместо одного два-три кузнеца, горшечника и т. д.» *. С указанной особенностью связана другая—раздробленность общинного коллектива на ряд групп, в основном совпадавших с определенными кастами, занимавших различное имущественное и общественное положение. Высшей прослойкой были полноправные общинники, которые назывались мирасдарами (имеющими наследственное право), паттидарами (владельцами доли) и т. п. Они обладали правом наследственного владения землей, хозяйственного ее использования и распоряжения, но в то же время были обязаны платить государственные налоги и прочие феодальные сборы. Полноправные общинники принадлежали к высшим военно-земледельческим кастам джатов (Северная Индия), кунби (Махараштра), оккалига (Карнатак), велама, редди (Андхра), веллала (Тамилнад).

Кроме того, в деревне почти всегда был слой так называемых «пришлых» земледельцев, арендовавших землю у общины в целом или у отдельных крестьян. Неполноправными членами общины были общинные слуги и ремесленники. Они обслуживали производственные и бытовые нужды общинников, но не имели решающего голоса в деревенских собраниях. Часть общинных слуг принадлежала к неприкасаемым кастам и находилась на положении общинных рабов или крепостных.

Ремесленники, находившиеся на содержании у общины, назывались в различных районах по-разному, например, барабалюта (двенадцать человек, получающих плату), айягар (получатели дохода), камин (малый) и т. д. Среди них были кузнец, плотник, медник, гончар, золотых и серебряных дел мастер, каменщик, кожевник и др. Выполняемая ими работа определялась нуждами деревни, но размер их оплаты (валюта или айям) был закреплен обычаем. Труд ремесленников и слуг оплачивался натуральными отчислениями от урожая общинников, а в некоторых районах в дополнение к этому они получали небольшой участок земли, часто освобожденный от налога. Внутриобщинное разделение труда позволяло до известной степени развивать производительные силы и производительность труда в общине и на натуральной основе. Ткачи не входили в состав общинных ремесленников. Ткачество и прядение издавна являлись, по выражению К. Маркса, «домашним побочным промыслом» ** для массы семей крестьян-земледельцев, обеспечивавших одеждой прежде всего себя и свою семью.

Почти повсеместное распространение хлопководства позволяло земледельцу иметь сырье для прядения в своем хозяйстве или покупать его на ближайшем сельском рынке. Известно, что хлопок уже давно был одним из основных товаров внутренней торговли на мелких сельских базарах, в особенности в Бенгалии, Голконде, Биджапуре, Гуджарате. Очистка и прядение хлопка были традиционным побочным занятием женщин большинства каст.

В XVII—XVIII веках усилился постепенный процесс разложения общины и ее преобразования в соответствии с потребностями развивающегося феодального общества. Так, значительные группы земледельцев, особенно живших вблизи торговых путей, перешли к ткачеству как основному занятию. При этом они, как правило, выделялись из общины и основывали свои поселения. Во многих районах произошли изменения и в положении общинных ремесленников. На юге страны, где в тот период были уже значительно развиты товарно-денежные отношения, некоторые из деревенских ремесленников продавали часть своей продукции на рынке. За работу, выполняемую для общинников, ремесленники иногда стали получать поштучную плату за каждый изготовленный плуг, горшок и т. д. Такие изменения в оплате труда ремесленников особенно развились, по-видимому, в Бенгалии и на Малабарском берегу. Эти процессы подрывали былую замкнутость общины.

Проникновение в общину товарно-денежных отношений вызывало некоторые изменения и в системе общинного землевладения и землепользования. В XVII—XVIII веках в большинстве районов Индии пахотные земли находились в наследственном владении (мираси) отдельных семей. Наделы могли отчуждаться путем продажи и заклада. В Махараштре, Бенгалии и большинстве районов Южной Индии общинные права на пахотную землю выражались в праве на выморочные владения и в преимущественном праве покупки земли полноправными членами общины. В общинном владении часто оставались пустующие пастбищные земли и леса.

В некоторых общинах Тамилнада сохранились переделы пахотной земли, однако они не были уравнительными и в них сочетались частные и общинные права на землю. Основой передела служило право крестьянской семьи на получение доли земли и общинного дохода. Эта доля наследовалась и могла отчуждаться. Она изменялась лишь в результате дробления при наследовании и при отчуждении.

Развитие частного крестьянского землевладения способствовало росту имущественного неравенства среди крестьянства и выделению зажиточной верхушки, которая начинала все более эксплуатировать своих односельчан. Разбогатевшие крестьяне часто принадлежали к должностным лицам деревни (староста, писец). Используя свою административную власть, они присваивали право на труд общинных слуг, прежде всего из неприкасаемых каст. Неприкасаемые, ранее работавшие на общину в целом, по существу все более становились крепостными общинной верхушки. В XVIII веке наблюдалось уже такое характерное для периода господства денежной ренты и развития товарных культур явление, как наемный труд в зажиточных крестьянских хозяйствах. Представители общинной верхушки захватывали пустоши и выморочные участки общинников, покупали и арендовали землю в соседних деревнях. Определенную роль в феодализации общинной верхушки играло использование господствующим классом деревенских старост и писцов как низшее звено налогового аппарата. Общинной верхушке предоставлялись значительные привилегии, широкие административные функции в деревне; земли, захваченные старостой и писцом, освобождались от налогов и т. п.

Процесс феодализации шел неравномерно и в разных областях по-разному. В Махараштре толчком к феодализации общинной верхушки послужили налоговые реформы ахмад- нагарского министра Малика Амбара (начало XVII века). Он наделял деревенских старост правами сборщиков налога в общине, давал им денежные авансы для привлечения на землю новых поселенцев и т. д. Впоследствии старосты ма- ратхских деревень (патели) составили основной контингент военачальников в армии Шиваджи, и некоторые из них потом превратились в крупных феодалов.

В Южной Индии процесс феодализации общинной верхушки привел в XVII—XVIII веках к возникновению многих мелких и крупных феодальных владений (палайямов), которые стали по существу самостоятельными княжествами.

В Северной Индии, судя по «Аин-и Акбари», уже в XVI веке довольно широкое распространение получила система насак (оценка), благодаря которой староста деревни был облечен большими полномочиями при сборе земельного налога с крестьян. В правление Аурангзеба эта система стала всеобщей. Она облегчала превращение сельских старост в феодальных землевладельцев.

В Пенджабе тот же процесс имел некоторые особенности, связанные с развертывавшимся там сикхским движением. В этом районе наибольшей политической и экономической властью в деревне обладали мелкие феодалы и крестьяне, принадлежавшие к общине сикхов.

В то же время основная масса индийского крестьянства разорялась и теряла свои общинные права на землю. В результате образовалась довольно многочисленная группа держателей земли, не имевших не только общинных владельческих прав, но порой даже и прав хозяйственного распоряжения своей землей. В некоторых районах за ними сохранилось наименование «кадим» — древний земледелец, старожил.

Таким образом, индийские земледельцы, если не считать представителей так называемых низших каст, делились в XVII—XVIII веках на две большие группы: одна — наследственные и ненаследственные держатели земли, а другая — полноправные общинники, сохранившие право владения и распоряжения землей. Численность первых все время увеличивалась за счет последних. В начале XIX века в различных районах Тамилнада и Махараштры мирасдары составляли от трех четвертей до одной шестой части всех земледельцев. В районах Андхры и Карнатака в этот же период полноправных общинников совсем не было, а все земледельцы состояли из кабальных держателей земли.

Примечания

* К. Маркс. Капитал, т. 1, М., 1955, стр. 365.

** Там же.

Цитируется по изд.: Новая история Индии. Отв. ред. К.А. Антонова, Н.М. Гольдберг, А.М. Осипов. М., 1961, с. 20-25.