Лживость

ЛЖИВОСТЬ - отрицательное качество личности, выражающееся в сознательном искажении действительного положения вещей, стремлении создать неправильное впечатление о фактах и событиях ради достижения желаемой цели либо избежания нежелаемых последствий. Следует отметить, что в большей или меньшей степени искажение действительности встречается у всех детей. При этом следует различать лживость и фантазирование. Ребёнок часто склонен изображать события не такими, каковы они на самом деле, а какими ему хотелось видеть; он фантазирует, играя или отождествляя себя с персонажами сказок. Это так называемая мнимая лживость, которая довольно часто проявляется у детей 4-5 лет и с возрастом проходит. Однако чрезмерное пристрастие ребёнка к мысленному (а затем и словесному) проигрыванию воображаемых ситуаций может свидетельствовать о каком-либо неблагополучии в его эмоциональной жизни, недостатках воспитательной среды. В фантазиях ребёнок всегда находится в выигрышном положении, участвуя в интересных событиях. Этим он как бы пытается компенсировать реальное положение вещей, в котором его роль незначительна, а эмоциональный мир беден. Такое фантазирование легко переходит в ложь с элементами хвастовства, когда ребёнок в ответ на недооценку его окружающими людьми стремится преувеличить свои достоинства. Ложь часто возникает тогда, когда ребёнку предъявляются непосильные для него требования или налагается слишком много запретов. Мотивами лживости в этих случаях являются чувство стыда, когда ребёнок стремится скрыть свой неблаговидный поступок или неспособность выполнить какое-либо требование; страх перед наказанием (наряду с лживостью в этом случае формируется лицемерие, приспособленчество, озлобленность); стремление к самоутверждению - в этом случае ложь может быть следствием желания привлечь к себе внимание, вызвать удивление окружающих или утвердиться в желаемой позиции. Опасность во всех случаях заключается в том, что однажды успешно солгав, ребёнок приучается извлекать из лжи выгоду, и таким образом лживость становится привычной формой поведения.

Борьбу с детской лживостью не следует вести путём строгих разоблачений и наказаний. Это может привести к тому, что ребёнок попытается научиться лгать более изощрённо. Прежде всего следует устранить из жизни ребёнка те негативные явления, которые побуждают его искажать и приукрашивать действительность. Следует также доступно объяснить ему, что ложь сама по себе есть дурной поступок, которого надо избегать. Особую важность имеет личный пример честного поведения со стороны родителей и педагогов.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 371-372.

Понятие: