Психология (Ильичёв, 1983)

ПСИХОЛОГИЯ (от греч. ψυχή — душа и λόγος — слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувственных и умственных образов, мотиваций, процессов общения, предметных действий, установок, эмоциональных состояний и других актов. Различные психические компоненты поведения образуют структуру, придающую ему устойчивость и целенаправленную активность. У человека эта структура выступает в виде психического склада личности (её способностей, характера, темперамента, ценностных ориентации, самооценки, индивидуального стиля мышления и др.), определяющего своеобразие конкретных психических проявлений. В течение столетий явления, изучаемые психологии, обозначались общим термином душа и считались предметом одного из разделов философии, названного в 16 веке психологией. Сведения об этих явлениях накапливались и во многих других областях знания, а также в практике (особенно медицинской и педагогической). Специфика этих явлений, их данность субъекту в форме непосредственных, неотчуждаемых от него переживаний, их особая познаваемость, обусловленная способностью человека к самонаблюдению и самоотчёту в форме внутренней (скрытой от других людей) речи, их интимно-личностная ценность стали основанием для того, чтобы считать их несопоставимыми с другими явлениями бытия. Это представление культивировалось религиозными и идеалистическими учениями. В противовес им уже в древности предпринимались попытки объяснить психические явления едиными для всего мироздания материальными началами и законами. Важную роль в укреплении естественно-научных воззрений на психику сыграли успехи в изучении её телесного субстрата [в Древней Греции врач Алкмеон открыл зависимость ощущений от мозга, врач Гиппократ — зависимость типологических различий между людьми (темпераментов) от гуморальных факторов и др.]. Первое систематическое изложение психологии принадлежит Аристотелю, преодолевшему ограниченность наивно-материалистических представлений о душе как тончайшем веществе (Анаксимен, Гераклит, Демокрит) и идеалистических взглядов на неё как особое бесплотное начало, противостоящее всему материальному (Пифагор, Платон). По Аристотелю, душа — это способ организации живого тела и его объективно наблюдаемого поведения. Отступая от этого положения при объяснении высших интеллектуальных форм (в учении о разуме), Аристотель дал повод для идеалистической интерпретации его психологии в томизме, впоследствии также в неотомизме и у Брентано.

В условиях научной революции 17 века новая эпоха в развитии психологии была открыта Декартом, который разрушил господствовавшее веками представление о душе как двигателе тела и объяснил с позиций механистического детерминизма зависимость психических компонентов поведения живых существ от материальных процессов вне организма и внутри его. На этой основе сложились важнейшие концепции науч. Психология — о рефлексе, об ассоциации и об ощущении как эффектах причинных влияний внешних раздражителей на мозг (сведения о котором в ту эпоху являлись ещё чисто фантастическими). Будучи дуалистом, Декарт противопоставил вызванным внешними реалиями телесным эффектам акты индивидуального сознания как непосредственного знания субъекта о своих мыслях и своей способности произвольного действия. Считая сознание особой непространственной субстанцией, открытой субъекту благодаря внутреннему «зрению» (интроспекции), Декарт сформулировал так называемую интроспективную концепцию сознания, оказавшую влияние на последующую трактовку предмета и методов психологии. Однако не эта концепция, а механистически-детерминистский подход определил развитие психологии в 17 —1-й половине 19 веков. Среди наиболее значительных учений этого периода выделяются: учение об ассоциациях (Гоббс, Локк, Юм, Гартли), об аффектах (Спиноза), о бессознательной психике и апперцепции (Лейбниц, Гербарт), о зависимости личности от её интересов и воздействий социальной среды (французские материалисты, Радищев).

Происшедшие в середине 19 века крупные сдвиги в биологии подготовили почву для выделения психологии в отдельную науку. Особое значение имело дарвиновское учение о том, что психические процессы (подобно всем другим жизненным проявлениям) необходимы для успешного выживания организма во внешней среде. Тем самым эти процессы выступили в качестве объективно наблюдаемых, доступных естественнонаучному изучению безотносительно к способности индивида анализировать внутренний строй своего сознания (которая сама потребовала причинного объяснения).

В физиологии (в особенности при изучении функций органов чувств) использование экспериментальных и количественных методов позволило открыть закономерные связи между внешним воздействием и сенсорной реакцией, а также между этой реакцией и двигательным ответом на раздражитель (работы Э. Вебера и Г. Фехнера, заложившие основы психофизики, Г. Гельмгольца, разработавшего психофизиологию зрительных и слуховых ощущений и восприятий, Ф. Дондерса, исследовавшего время реакции). Изучение адаптивного поведения позвоночных (Э. Пфлюгер) показало ограниченность прежнего учения о рефлексе и потребовало его радикальной перестройки, осуществлённой Сеченовым. Опираясь на созданную им неклассическую концепцию рефлекса, Сеченов разработал учение о том, что психические процессы реализуются по принципу сигнальной саморегуляции и обратной связи и  модифицируются   при   участии  механизмов   внутреннего контроля.

Эти идеи и открытия привели к развитию собственного научно-категориального аппарата психологии, начавшей обособляться как от философии, так и от физиологии (поскольку открытые в лабораториях закономерности не совпадали с анатомо-физиологическими). Выдвигается несколько программ построения психологии как опытной науки. Первым лидером экспериментальной психологии стал Вундт. По образцу созданной им лаборатории (1879, Лейпциг) возникают исследовательские центры психологии в различных странах; появляются специальные периодические издания по психологии; созываются международные психологические конгрессы. Экспериментальные методы исследования распространяются на процессы памяти (Г. Эббингауа), внимания (Дж. Кэттел), эмоций (У. Джемс и Г. Ланге), восприятия (русский психолог Н. Н. Ланге), навыков (Э. Торндайк), мышления (вюрцбургская школа). Зарождение отраслей психологии, научающих поведение животных (сравнительная психология — Ч. Дарвин, К. Ллойд-Морган) и детей младенческого возраста (детская психология — В. Прайер) сыграло важную роль в укреплении объективного метода в психологии в противовес субъективному, поскольку позволяло объяснить феномены психологии, не обращаясь к интроспекции. Социальные потребности стимулировали изучение социально-психологические различий между людьми и разработку систем тестов (краткосрочных и массовых испытаний, фиксирующих эти различия). Широкое применение тестов существенно сблизило психологию с практикой — медицинской, производственной, педагогической, — позволив использовать данные психологии с целью выявления и учёта интеллектуальных и личностных характеристик людей, уровня их развития, профессиональной пригодности и др.

Для 1-й трети 20 века характерно появление в психологии нескольких крупных научных школ, резко противопоставивших друг другу свои теории, факты и объяснительные принципы. Старая интроспективная концепция, трактовавшая психологию как науку о сознании, состав которого «просвечивается» благодаря самонаблюдению, утрачивает своё влияние. Попытки трансформации её в вюрцбургской школе не привели к успеху, поскольку оказалось, что процесс мышления детерминируется установкой (задачей), не осознаваемой самим субъектом. Идея поэлементного членения сознания, которую отстаивали Вундт и его последователи, была подвергнута резкой критике о гештальтпсихологии, противопоставившей ей изучение целостных психич. структур («гештальтов»), изоморфных независимым от сознания физическим и физиологическим структурам. Независимо от своей филос. ориентации эти школы способствовали разработке двух важнейших психологических категорий: действия (умственного действия как направленного на проблемную ситуацию — в вюрцбургской школе) и образа (в качестве целостной структуры, а не конгломерата ощущений,— в гештальтпсихологии).

Решающий удар по трактовке психологии как науки об интроспективно данных феноменах сознания был нанесён психоанализом (Фрейд) и бихевиоризмом. Первый выдвинул проблему неосознаваемой мотивации поступков, обусловленной сложной структурой личности, второй изменил представления о предмете психологии, в качестве которого выступили объективно наблюдаемые телесные реакции на раздражители среды — внешней и внутренней. Наряду с Фрейдом значительно расширил понимание мотивации поведения Левин, разработавший оригинальные экспериментальные методики её изучения. Существенно обогатили научное знание о развитии психики работы Пиаже и его учеников. Эти психологические школы базировались на философии позитивизма, оказав в свою очередь воздействие на философские течения в странах Запада. Попытки преодолеть ограниченность фрейдизма и бихевиоризма, оставаясь на почве этих учений, привели к появлению неофрейдизма, необихевиоризма и других направлений, не выдержавших испытания временем. Требовалось радикальное преобразование методологических начал психологии.

В СССР оно происходило на диалектико-материалистических принципах историзма, отражения, первичности социальной практики. Уже в дореволюционные годы в России успешно развивались восходящие к Сеченову традиции естественнонаучного изучения психической деятельности (П. Ф. Лесгафт, H. H. Ланге, С. С. Корсаков и др.), которым противостояло идеалистическое течение интроспективной П. (Н. Я. Грот, Г. И. Челпанов и др.). Эти материалистические традиции через труды В. М. Бехтерева и И. П. Павлова оказали влияние на мировую психологическую мысль, укрепив детерминистский подход к механизмам поведения и стимулировав разработку объективных методов. С возникновением советской психологической науки в ней утверждается марксистская методология, согласно которой сознание — это производное реальной жизни людей (прежде всего труда) и вместе с тем её активный фактор, воздействующий на неё благодаря отображению окружающего мира и ориентации субъекта по отношению к нему. Тем самым сознание в его различных компонентах (образ, мотив, умственное действие) выступило в качестве важнейшего объекта психологического познания, а новая трактовка его природы сделала возможным применение к нему объективных методов.

Новые методологические перспективы преобразовали направленность и содержание конкретных исследований в области психологии, выдвинув на первый план анализ взаимоотношений между психич. процессами и регулируемой ими деятельностью человека в различных сферах практики. С этим сочетались принцип историзма, ознаменовавший переход к рассмотрению индивидуального сознания в ого обусловленности факторами культуры, включая язык и другие знаковые системы (Л. С. Выготский), подход к человеку как «активному деятелю в среде» (М. Я. Басов), положение о том, что сознание не только проявляется, но и формируется в деятельности (С. Л. Рубинштейн), поиски соответствий между строением внешней практической деятельности и внутренней, умственной деятельности (А. Н. Леонтьев). В русле этих ориентации развернулось изучение динамики различных психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых), а также путей формирования личности, её инвариантных и вариативных свойств, детерминируемых жизненным воспитанием.

Возможность постижения психических процессов как реальности, независимой от субъективной рефлексии (самоотчёта) о них, обусловлена тем, что они возникают и развиваются в объективной системе отношений с другими людьми. В этой же системе, «всматриваясь» в других, субъект приобретает способность судить о внутреннем плане своего поведения (см. Самосознание). Не все компоненты этого плана переводимы на язык сознания, но и они, образуя сферу так называемого бессознательного, служат предметом психологии, которая выявляет характер соответствия действительных мотивов, установок, ориентации личности сложившимся у неё представлениям о них. Как осознаваемые, так и неосознаваемые психические процессы реализуются посредством физиологических нейрогуморальных механизмов, но протекают по собств. законам в силу того, что в психике человека представлена природная и социально-культурная действительность и жизнь действующей в ней личности. Рассматриваемая сама по себе, эта действительность не является предметом психологии, так же как не является им деятельность в целом, изучаемая многими другими науками. Психология исследует лишь определенный аспект деятельности, данный в системе её наиболее общих предельных и несводимых к другим понятий (категорий) — образа, мотива, действия, психосоциального отношения личности и др.

Категориальный строй психологии, отображая психическую реальность в её самобытных инвариантных характеристиках, служит основанием, «стволом» всего многообразия ответвлений современной психологии, выступающих в виде отдельных отраслей, многие из которых приобрели самостоятельный статус (социальная психологическая инженерная психология, детская психология, медицинская психология, юридическая психология и другие). В результате контактов с другими науками психология обогащается новыми идеями и подходами, развивающими её содержание и категориальный аппарат, который обеспечивает целостность психологии как самостоятельной науки. Серьёзное воздействие на развитие этого аппарата оказала происшедшая в условиях современной научно-технической революции передача электронным устройствам некоторых функций, являвшихся прежде уникальным достоянием человеческого мозга — накопления и переработки информации, управления и контроля. Это позволило широко использовать в психологии кибернетические и теоретико-информационные понятия и модели, что способствовало формализации и математизации психологии. С другой стороны, автоматизация и кибернетизация резко повысили заинтересованность в оперативной диагностике и прогностике, эффективном использовании и культивировании функций человека, которые не могут быть переданы электронным устройствам, прежде всего — творческого мышления. Соответственно изучение «искусственного интеллекта», с одной стороны, активности личности, её творческих возможностей — с другой, становятся важнейшими направлениями психологии. Наряду с ними успешно развиваются: социальная психология (в особенности изучение группового поведения, феноменов конформизма, сплочённости, формальных и неформальных коммуникаций и др.), психология управления, изучающая роль «человеческого фактора» в процессах управления, а также психологические исследования, связанные с освоением космического пространства, экологическими и другими глобальными проблемами современности.

Включённость психологии в многоплановый контекст взаимодействия социальных, естественных и технических наук (на уровне как фундаментальных, так и прикладных исследований) придаёт особую остроту методологическому анализу её понятийных средств, объяснительных принципов, концепций и методических процедур с целью выявления наиболее перспективных направлений её дальнейшего развития.

М. Г. Ярошевский.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература:

Рубинштейн С. Л., Основы общей П., M., 19462; Выготский Л. С., Развитие высших психич. функций, М., I960; Спиpкин А. Г., Сознание и самосознание, М., 1972; Яpошевский М. Г., П. в XX столетии, M., 19742; его же, История П., М., 19762; Леонтьев A. Н., Деятельность, сознание, личность, M., 19772; Murphy G., Historical introduction to modern psychology, N. Y., 1949; Boring E. G., A history of the experimental psychology, N. Y., 19502; Mi-siak H., Sexton V., History of psychology, Ν. Υ., 19682; Handbook of general psychology, ed. by В. В. Wolman, N. Y., 1973; The history of psychology and the behavioral science. A bibliographic guide, сотр. by R. J. Watson, N. Y., 1978.

Понятие: