Византинистика (РИЭ, 2017)

ВИЗАНТИНИСТИКА (византиноведение) — комплексная научная отрасль, направленная на всеобъемлющее изучение истории Византийской империи, ее общественно-политической структуры и эволюции, культуры и языка, цивилизационного развития и связей с другими народами и государствами Средневековья. Византинистика включает в себя ряд самостоятельных дисциплин: историческую географию и хронологию, этнологию и фольклористику, лингвистику (прежде всего греческую и латинскую, а также средневековую сирийскую, арабскую, армянскую, грузинскую, палеославянскую и др.), палеографию, эпиграфику и дипломатику, нумизматику и сфрагистику, различные разделы византийской археологии, политическую и правовую, социальную и экономическую историю Византии, историю религии и Церкви (включая патрологию, литургику, теологию), историю византийской литературы (историографии, поэзии, гимнографии, риторики, агиографии и др.) и искусства (архитектуры, живописи, прикладного искусства, музыки и пр.). Как научная отрасль В. тесно связана с антиковедением, классической филологией, медиевистикой, славяноведением, востоковедением (включая кавказоведение, сирологию, коптологию, ближневосточные исследования, тюркологию), неоэллинистикой.

Хронологически В. охватывает период от позднеримской / ранневизантийской эпохи IV — начала VI века (начиная с правления Константина I Великого, конца царствования Феодосия I Великого или даже начала правления Юстиниана I Великого) до середины XV века. Конец политической истории Византийской империи связан с завоеванием османской армией Константинополя в 1453 году, хотя различные сферы поствизантийской культуры (православная Церковь, литература, искусство) продолжали развиваться и под властью турок; это также является предметом В., которая, таким образом, является интегрирующей научной отраслью, включающей в себя достижения целого ряда гуманитарных дисциплин. Структура В. определяется органической связью отдельных областей научного знания, требующей от специалистов как фундаментальной историко-источниковедческой, так и соответствующей языковой подготовки. Территориально Византия не оставалась в раз и навсегда установленных границах. Она эволюционировала от циркумсредиземноморской цивилизации позднеантичного / ранневизантийского периода через интеграцию малоазийских, славянских и кавказских областей (при одновременной потере ближневосточных, североафриканских и италийских) в средневизантийскую эпоху, чтобы в конце так называемого византийского тысячелетия оказаться государством на черноморских проливах (плюс отдельные области на Пелопоннесе и небольшие анклавы на периферии). Однако такие темы, как «Византийская Италия», «Византийская Палестина», «Византийская Африка» и т. п. не исключаются из сферы внимания Византинистики. Византийское политическое, правовое, культурное наследие в цивилизациях Нового и Новейшего времени также является предметом В. Зарождение интереса к Византии как историко-культурному феномену относится к эпохе Возрождения (конец XV в.), когда итальянские гуманисты (см. Гуманизм), изучавшие античную культуру, обратились к средневековым памятникам, развивавшим эллинистическо-римские традиции. Кристаллизации византинистики способствовало увлечение в XV— XVI веках коллекционированием греческих рукописей, вследствие чего были составлены собрания крупнейших библиотек в Ватикане, Венеции, Флоренции, Париже, Мадриде, а позднее в Базеле, Оксфорде, германских городах. После освобождения Греции от османского владычества ее монастырские собрания стали существенным вкладом в развитие В. Становление В. как современной отрасли науки относится к концу XIX века, когда в Мюнхенском университете стал выходить основанный К. Крумбахером научный журнал «Byzantinische Zeitschrift» (1892) и образовался самостоятельный институт (семинар) византийской и новогреческой филологии. Вскоре, в 1894 году, в Санкт-Петербурге стал выходить «Византийский временник», основанный академиком В. Г. Васильевским, руководителем соответствующей кафедры в университете. В. сразу же заявила о себе как международная научная дисциплина: возникли научные центры (с изданием периодических журналов и другими публикациями) во Франции, Великобритании, Австрии, Греции, Бельгии, США, Нидерландах, Югославии, Болгарии, Румынии, Чехословакии, Польше, Австралии, Испании, скандинавских странах и др. С 1924 года проводятся регулярные Международные конгрессы византийских исследований, организуемые Международной ассоциацией византинистов (XXII конгресс прошел в 2011 году в Софии). В современной России центры византинистики работают в Москве (Институт всеобщей истории РАН, исторический и филологический факультеты МГУ им. М. В. Ломоносова, Свято-Тихоновский богословский институт, Институт искусствознания, а также Российский государственный гуманитарный университет, Московская духовная академия, Российский православный университет и др.), Санкт-Петербурге (Институт истории РАН, исторический и филологический факультеты СПбГУ, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербургская духовная академия и др.), Екатеринбурге (исторический факультет Уральского федерального университета), а также в Барнауле, Белгороде, Иванове. Византинисты работают в Нижнем Новгороде, Волгограде, Калуге, Владивостоке и др. городах.

M. В. Бибиков.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 4. М., 2017, с. 158-160.

Литература:

Курбатов Г. Л. История Византии (Историография). Л., 1975; Мир Александра Каждана. СПб., 2003; Удальцова 3. В. Советское византиноведение за 50 лет. М., 1967; Mazal О. Handbuch der Byzantinis- tik. Wiesbaden, 1995; The Oxford Handbook of Byzantine Studies / Ed. E. Jeffreys, J. Haldon, R. McCormick. Oxford, 2009.