Ислам в Индии

В поздний период царствования Харши на Ближнем Востоке произошли события, которым было суждено оказать существенное влияние на ход индийской истории. Примерно в то же время, когда Сюань-цзан странствовал по владениям Харши, в Аравии начала заявлять о себе новая религия — ислам.

Ислам, что буквально означает «подчинение воле Божьей», восходит к личности его основателя Мухаммада (570- 632 годы), торговца из Мекки. Мухаммад почитался Пророком, или Посланником Божьим, и получал откровения от Аллаха в форме видений. Он превратил эти видения в свод четких предписаний, которые воплотил в Коране, священном писании ислама. В отличие от индуизма, эти догматы были ясными и определенными и требовали особого образа жизни. Все мусульмане принадлежали к братству, отвергающему сословные, расовые и классовые различия, где все равны перед Богом. Все, что не могло быть познано или управляемо, считалось волей Аллаха, велению которого следовало беспрекословно повиноваться. Как и христианство, традиция которого во многом повлияла на ислам, эта религия признавала только одного Бога. Согласно Мухаммаду, другого пути быть не могло. Бог абсолютен и непредставим: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад Пророк Его».

Вдохновленные этим строгим посланием, последователи Мухаммада легко захватили Ближний Восток, развязав священную войну (джихад) против тех, кто не хотел признавать волю Аллаха. Ко времени смерти Харши масштабы распространения ислама были таковы, что он быстро превращался в мировую религию. Из Аравии и Сирии он прорвался через Малую Азию на север Африки и в Испанию и был остановлен только в сердце Франции в битве при Туре в 732 году. В восточном направлении он распространялся беспрепятственно и от Персии через Азию быстро достиг границ Индии. Первые набеги на субконтинент начались в конце седьмого столетия, когда арабы вторглись в Синд (в настоящее время — самая южная провинция Пакистана). В самом начале восьмого столетия Синд был завоеван арабами и стал мусульманским. Но арабы остановились в Синде и не пытались проникнуть дальше. В течение последующих трех столетий Индия не испытывала настоящей угрозы, которая позже пришла совсем с другой стороны.

Эти ранние вторжения были вскоре забыты, и Северная Индия вступила в длительный и непривычной период передышки от чужеземной агрессии. Это не означало, что субконтинент был свободен от постоянной борьбы за власть и междоусобных конфликтов, столь характерных для ее истории. В действительности в течение последующих нескольких столетий Северная и Центральная Индия были раздроблены на множество враждующих царств. Хотя и было основано несколько могущественных империй, большинство оказались недолговечными и не пережили создавших их правителей. Процветающие торговые и культурные связи с внешним миром, которыми в былые дни обладала Индия, быстро пришли в упадок, и страна все более и более сосредоточивалась на своих внутренних проблемах.

Этот процесс сопровождался усилением застоя в сфере науки и просвещения, который зашел так далеко, что, когда известный мусульманский врачеватель, астроном, философ и историк Аль Бируни посетил Индию в 1030 году, он смог обнаружить лишь слабый след выдающейся интеллектуальной культуры эпохи Гуптов. По его наблюдениям, познания индийцев были похожи на беспорядочный набор идей, полностью лишенный какой-либо ясности или последовательности: «Я могу сравнить их познания в математике и астрономии лишь с кучкой жемчуга вперемешку с навозом или гнилыми финиками». В большом труде, посвященном Индии, «Тарик аль Хинд» («История Индии») Аль Бируни дает подробное описание субконтинента и его народов накануне вторжения мусульман. Бируни особенно поразила изолированность культуры индуизма, которая, как он отмечает, казалась полностью замкнутой на себе. По его мнению, мировоззрение индусов сочетало непомерную гордость собственной цивилизацией с презрением ко всему чужеземному, что отягощалось странным нежеланием делиться какими-либо познаниями относительно своей культуры и науки.

Цитируется по изд.: С. Таммита-Дельгода. Индия. История страны. М., 2007, с. 122-124.

Понятие: