Культурный империализм

КУЛЬТУРНЫЙ ИМПЕРИАЛИЗМ - использование политической и экономической власти для возвышения и распространения ценностей и обычаев иностранной культуры за счет культуры другой нации. Характерными чертами культурного империализма считаются следующие:

1) перенесение образа жизни и потребительских ориентаций, присущих западному обществу, в культуру и образ жизни населения других стран;

2) насаждение западной культуры как универсальной, исключающей вклад других культур;

3) стремление достичь путем культурных связей политических целей;

4) односторонний поток информации — от «центра» к «периферии» (т. е. от крупнейших западных компаний в области индустрии развлечений и средств массовой информации и коммуникации к многочисленной аудитории в других странах);

5) формирование социально-культурной элиты, которая должна способствовать утверждению прозападных ориентации и служить тем самым опорой влияния Запада.

Политика культурного империализма в системе неоколониализма служит серьезной помехой культурному строительству развивающихся стран, изощренными методами навязывая чуждую идеологию и культуру, спекулируя на трудностях и отсталости освободившихся народов. Влияние западного мира на освободившиеся страны в области культуры глубоко противоречиво. Оно способствует закреплению подчиненного положения этих стран на мировом рынке, приводит нередко к разрушению прежних форм культуры, моральных норм и ценностей без полноценной замены их новыми, к подрыву духовного потенциала общества. Поэтому экспансия Запада встречает отрицательное отношение общественности освободившихся стран, а политика многих государств направлена на отпор культурной экспансии Запада или, по крайней мере, на ее ограничение. Эта экспансия все чаще определяется в международных документах как культурный империализм.

Внедрение западных культурных моделей, стандартов жизни и норм потребления имело как прямой, так и косвенный характер. Прямой перенос инородных форм культуры, сопровождаемый нарушением эндогенных культурных традиций, натолкнулся на живучесть традиционных структур и религиозных институтов, пассивность не поддающихся ускоренной аккультурации по западному образцу масс, претензии сопротивляющихся прямой вестернизации политических движений, что приводило зачастую к «конфликту культур» и росту фундаменталистских тенденций. Реакцией на расширение западного влияния в сфере культуры развивающихся стран явилось стремление к сохранению и развитию культурной самобытности, исторического наследия и независимости, «опоры на собственные силы». Культурная политика, разрабатываемая большинством развивающихся стран, все более включает в себя решительные требования устранения пагубных последствий засилья Запада в сфере культуры и средствах массовой информации, поддержания суверенитета и обеспечения самостоятельного развития. Это, конечно, не исключает тенденций проникновения западной культуры и довольно широкого ее распространения. Но существуют несомненные объективные пределы такого распространения, а нередко динамика взаимодействия культур приводит к тому, что инородная культура сталкивается с нарастающим неприятием, ограничением и вытеснением.

См.: Культура нации, Культура национальная, Культура этническая. Культурный колониализм.

Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 185-187.