Вольфианство (Маслин, 2014)

ВОЛЬФИАНСТВО - направление в русской философской мысли, связанна с влиянием идей немецкого философа Христиана Вольфа (1679-1754), хронологически соответствующее периоду с 20-х годов XVIII века до 40-х годов XIX века. Философия Вольфа являлась важной составляющей идеологии раннего немецкого Просвещения. Основным его содержанием было обоснование необходимости философии как системы, которая подобно математике должна базироваться на строгих логических выводах и доказательстве. Всеобъемлющая дидактическая система Вольфа положила начало систематическому философскому образованию в Германии и в других европейских странах. Она должна была научить каждого тому, как на основе разума жить счастливо и с пользой для общества. В этике вольфианство основывалось на интерпретации нравственных норм как вытекающих из структуры бытия, когда «хорошее обязательно для нас само по себе, в силу самой природы вещей». Оно характеризуется также стремлением оправдать с помощью разума иррациональное содержание веры и на этом основании примирить философию с религией. В XVIII веке вольфианство явилось одним из внешних импульсов развития Просвещения у славянских народов. В России труды Вольфа начали распространяться еще при Петре I, когда он был известен скорее как физик и математик, содействовавший организации Российской Академии наук. Наибольшее распространение его философских идей в России относится ко времени Екатерины II. Одним из первых русских учеников Вольфа был Ломоносов, слушавший в 1736-1739 годы его лекции в Марбургском университете. Результаты влияния Вольфа сказываются прежде всего в оценке Ломоносовым исследований природы как основного пути примирения науки и религии, в его интерпретации отношения воли Бога к законам природы и в представлениях о телеологической гармонии космоса. Во многом благодаря усилиям Ломоносова рационализм уже переставал рассматриваться в России как разрушительная по отношению к традиционным ценностям сила. Вольфианская философия становилась явлением русской интеллектуальной жизни, но главным образом через труды немецких последователей Вольфа - Тюммига, Мейера, Винклера, Баумгартена и особенно Баумейстера. В русском переводе было издано только одно философское сочинение Вольфа — «Разумные мысли о силах человеческого разума» (М., 1751). В России вольфианство имело успех прежде всего как дидактическая система. Вначале это было связано с усилиями церкви по созданию собственной системы образования. В этом плане в вольфианской философии привлекало то, что в отличие от активно распространявшейся французской философии она была лишена теофобии. Уже с начала 50-х годов XVIII века логика Вольфа читалась в Славяно-греко-латинской академии. В Киево-Могилянской академии на преподавание системы Баумейстера, включавшей логику, физику, метафизику и этику перешли в 1753 году. Возраставший авторитет вольфианства способствовал открытою философских классов в семинариях. Указом Синода от 1798 года учебники Баумейстера били определены в качестве основного в семинарском преподавании философии. Даже после того, как из школьных программ вольфианство вместила философия Канта, Шеллинга и Якоби, оно не было предано забвению. Все русские богословско-догматические системы до 80-х годов XIX века так или иначе использовали основные категории вольфианвкой философам в рациональном обосновании своих положений, подвергая их, однако, изменению. Нарушение научной целостности вольфианской философии сделалось явным в начале XIX века, когда она стала восприниматься как преимущественно логическая и эпистемологическая система и отвергалась ее этика и онтология. В. было отправным пунктом и в истории русской университетской философии. Первые курсы философии в Московском университете в 1756 году начали читать приглашенные из Германии вольфианцы И. Фроманн и И. Шаден, После них еще два поколения московских ученых, среди которых были Д. С. Аничков, Д. Н. Синьковский, Е. Б. Сырейщиков, продолжали данную философскую традицию. Последним представителем вольфианства в университете был Брянцев, занимавший здесь кафедру до 1821 года. Однако уже реформа образования 1804 года открыла широкий доступ в российские университеты немецкого идеализма. Новыми авторитетами здесь становились Кант и Шеллинг. В светской школе, как и в духовной, характерным признаком разложения вольфианского философского образца явился возраставший интерес к его логико-риторическим аспектам. Последние годы XVIII - начале XIX века характеризуются выпуском множества русских сочинений по логике и риторике, находившихся в теоретической зависимости от вольфианства. Его преодолению способствовал разгром университетской философии в 1816-1817 годы. Восстановленная лишь в 1835 году, она уже не считала себя связанной с вольфианской традицией. Значение вольфианства в России отмечено и тем, что оно во многом изменило связь философии и жизни. Оно сделало свои идеи общедоступными, отказавшись от латинского языка как атрибута философствования. Первые результаты на этом направлении были достигнуты Тепловым и Козельским. Философско-дидактическая система вольфианства, привнесенная из Германии и перестраивавшаяся в России на протяжении более чем ста лет, явилась существенным фактором европеизации русского общества, а также определенной сферой, в которой осознала себя русская академическая философия.

В. В. Аржанухин 

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 109.

Литература:

Владиславлев А. И. Логика. Обозрение индуктивных и дедуктивных приемов мышления и исторические очерки. Спб., 1872; Кожевников В,А. Философия чувства и веры в ее отношении к литературе и рационализму XVIII века и к критической философии. М., 1897; Бобров Е. Философия в России. Казань, 1900. Вып. 3; Спекторский Е. В. Проблема социальной физики в XVII столетии. Киев, 1910-1917. Т. 1-2; Христиан Вольф и русское вольфианство // Философский век. Альманах 3. Спб., 1998; Христиан Вольф и философия в России. Спб., 2001.

Понятие: