Кочевой феодализм

«КОЧЕВОЙ» ФЕОДАЛИЗМ - встречающееся в литературе понятие, отражающее своеобразие развития феодального способа производства в условиях кочевого скотоводческого хозяйства (см. Кочевничество). Основная особенность «кочевого» феодализма заключается в том, что собственность феодалов на землю приобретает форму их монопольного права распоряжаться кочевьями.

История кочевых народов и, в частности, эволюция их общественного строя недостаточно раскрыты наукой и до сих пор вызывают споры. Дореволюционные русские исследователи (В. Григорьев, М. Ковалевский, Ф. Леонтович, П. Небольсин, А. Позднеев, В. Радлов и др.), расходясь в деталях, отрицали самую возможность возникновения феодализма у кочевников, видели в их общественном строе неизменные родоплеменные и общинные отношения. Заслугой советских ученых является открытие реально существовавшего феодального общества у кочевых народов. Начало этим исследованиям было положено в 1920-х годах экспедицией П. Погорельского и В. Батракова, изучавшей экономику киргизского кочевого аула. Материалы экспедиции, опубликованные в 1930 году, показали, что в дореволюционной Киргизии господствовали феодальные отношения. К такому же выводу пришел Л. П. Потапов в своих исследованиях об Ойротии («Очерк истории Ойротии», Новосибирск, 1933). Опубликованное в 1934 году исследование В. Тардова о производственных отношениях кочевых племен Ирана, по существу, характеризует их тоже как феодальные. Капитальный труд Б. Я. Владимирцова – «Общественный строй монголов» (1934) неопровержимо доказал, что в основе истории монголов с 11 до 20 веков лежало развитие феодального способа производства, что феодализм у них, названный Владимирцовым «кочевым» феодализмом, не отличается существенно от феодализма оседлых народов. Марксистская историография по проблемам общественного строя кочевых народов широко использовала основные положения Владимирцова; появились новые труды по истории и эволюции общественных отношений этих народов. В то же время возникли новые вопросы, связанные с особенностями «кочевым» феодализмом. Погорельский, Батраков, С. П. Толстов (в своих ранних работах), С. А. Токарев, В. Ф. Шахматов, С. Б. Толыбеков (в более позднее время) утверждали, что у кочевников скот является главным средством производства. Другие (М. П. Вяткин, Потапов, И. Я. Златкин и др.) считали, что земля, используемая как пастбища, играет у кочевников решающую роль как в материальном производстве, так и в их общественном строе. Вызывали споры и вопросы о феодальной земельной собственности, образовании классов, крепостничестве, общине, причинах междоусобных и завоевательных войн и пр. Некоторые ученые (Шахматов, Толыбеков) утверждали, что общество кочевников не в состоянии развить производительные силы, производственные отношения и государственное устройство выше начального этапа феодализма, так называемого патриархально-феодального. Дискуссии по этим вопросам развернулись на научной сессии Академии наук Среднеазиатских республик в 1954 году в Ташкенте и на страницах журнала «Вопросы истории» (1954, No 6; 1955, NoNo 1, 3, 4, 11, 12; 1956, No 1). В ходе дискуссий выявилось, что большинство советских историков (Н. Г. Аполлова, Г. П. Башарин, М. П. Вяткин, А. Еренов, С. З. Зиманов, С. И. Ильясов, Потапов, Толстов, Златкин и др.) не разделяет концепцию Шахматова и Толыбекова об эволюции общественного строя у кочевых народов. Новейшие исследования советской историографии, а также ученых МНР, в свою очередь, подкрепили позицию большинства советских историков.

Зарубежная буржуазная наука мало интересовалась проблемами социально-экономического развития кочевых народов. Большинство ее представителей утверждало, что у этих народов господствуют родоплеменные отношения (Э. Бэкон - США, и др.). В последние десятилетия появились исследования, авторы которых, признавая наличие феодализма у кочевников, рассматривают его как явление, вызванное преимущественно внешними факторами (например, О. Латтимор - США). Некоторые исследования зарубежных авторов представляют значительный интерес благодаря обилию содержащихся в них фактических данных.

И. Я. Златкин. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.

Литература:

Небольсин П., Очерки быта калмыков хошоутовского улуса, "Библиотека для чтения", т. 113, СПБ, 1852; Григорьев В., Об отношениях между кочевыми народами и оседлыми гос-вами, "ЖМНП", СПБ, 1875, ч. 178, No 3-4; Позднеев А. М., Монг. летопись "Эрдэнийн эрихэ", СПБ, 1883; Радлов В., К вопросу об уйгурах, СПБ, 1893; Бартольд В., Связь общинного быта с хоз. укладом у турок и монголов, "Известия об-ва археологии, истории, этнографии при Казанском ун-те", т. 34, вып. 3, 4, Казань, 1929; Погорельский П. и Батраков В., Экономика кочевого аула Киргизстана, М., 1930; Тардов В., Осн. черты производств. отношений у племен Персии, "Материалы по нац.-колон. проблемам", М., 1933, No 3(9); Козьмин Н. H., К вопросу о тур.-монг. феодализме, Иркутск, 1934; Основные проблемы генезиса и развития феод. общества, М.-Л., 1934; Толстов С. П., Генезис феодализма в кочевых скотоводч. обществах, см. в вышеназв. сб.; Бернштам А. Н., Проблема распада родовых отношений у кочевников Азии, "СЭ", М., 1934, No 6; Иванов П. П., Материалы по истории каракалпаков, "Тр. ИВАН", т. 12, 1935; Токарев С. A., Докапиталистич. пережитки в Ойротии, М., 1936; Богоявленский С. К., Материалы по истории калмыков в пер. пол. XVII в., "ИЗ", М., 1939, No 5; Пичета В. И., О кочевом феодализме, "ИЖ", 1940, No 1; Вяткин М., Очерки по истории Казахской ССР, М., 1941; Батраков В., Особенности феодализма у кочевых народов, в кн.; Научн. сессия АН Узб. ССР, Таш., 1947; Потапов Л. П., К вопросу о патриарх.-феод. отношениях у кочевников, "КСИЭ", 1947; Петрушевский И. П., Очерки по истории феод. отношений в Азербайджане и Армении в XVI - нач. XVII вв., Л., 1949; Новичев А., Тур. кочевники и полукочевники в совр. Турции, "СЭ", 1951, No 3; Шахматов В. Ф., К вопр. о сложении н специфике патриархально-феод. отношений в Казахстане, "ВАН Казах. ССР", 1951, No 7; Якубовский А. Ю., Из истории изучения монголов периода XI-XIII вв., в кн.: Очерки по истории рус. востоковедения, М., 1953; Башарин Г. П., История агр. отношений в Якутии, М., 1956; Зиманов С. З., Обществ. строй казахов в первой пол. 19 в., Алма-Ата, 1958; Златкин И. Я., О сущности патриарх.-феод. отношений у кочевых народов, в кн.: Объед. научная сессия АН республик Ср. Азии и Казахстана, Таш., 1957; его же, Опыт периодизации истории феодализма в Монголии, в кн.: Тр. XXV конгресса востоковедов, т. 5, М., 1963; его же, История Джунгарского ханства, М., 1964; Аполлова Н. Г., Экономич. и политич. связи Казахстана с Россией в 18 - нач. 19 вв., М., 1960; Еренов А., Очерки по истории феод. зем. отношений у казахов, Алма-Ата, 1961; Ильясов С. И., Зем. отношения в Киргизии в кон. 19 - нач. 20 вв., Фрунзе, 1963; Толыбеков С. Е., Обществ.-экономич. строй казахов в XVII-XIX вв., A.-A., 1959; Юшков С., К вопр. о феод. собственности в досоветском Казахстане, "ВАН Казах. ССР", 1959, No 9; Haöокдорж Ш., Из истории аратского движения во внешней Монголии, М., 1958; его же, История Халхи, Улан-Батор, 1964; Ширеядыб В., Монголия на рубеже XIX-XX вв., Улан-Батор, 1964; Lattimore O., Prince, Priest and Herdsman in Mongolia, "Pacific Affairs", 1935, v. 8, No 1; его же, On the wickedness of being nomads, "Asia", 1935, oct.; Feilberg C. G., La tente noire, Kbh., 1944; Bacon E., A study of social structure in Eurasia, N. Y., 1958; Krader L., Kinship systems of the Altaic-speaking peoples of the Asian steppes, New Haven, 1958; его же, Social organisation of the Mongol-Turkic pastoral nomads, The Hague, 1963.

Понятие: