Социальные фасилитация и ингибиция

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАСИЛИТАЦИЯ И ИНГИБИЦИЯ (от лат. socialis — общественный, facilitare — облегчать и inhibere — сдерживать). Социально-психологический феномен, представляющий собой повышение или снижение производительности деятельности, ее скорости и качества, когда она совершается или просто в присутствии других людей, или в ситуации соревнования. Может проявляться даже тогда, когда другие выступают наблюдателями не реально, а лишь в воображении. В исследованиях Р. Б. Зайонца показано, что данный эффект имеет биологические предпосылки (Zajonc R. В. Social facilitation //Science. 1965.149; Zajonc R. В. Animal Social Psychology. Wiley, 1969). Так, в присутствии особей того же вида (в его работах изучались тараканы) успешность прохождения лабиринта изменяется, а именно: скорость прохождения простого лабиринта увеличивается, сложного — снижается. В данной теории эффект фасилитации и ингибиции объяснялся как результат роста возбуждения в присутствии других. Сам термин «социальная фасилитация» был введен Ф. Оллпортом (Allport F. The influence of the group upon association and thought //Journal of Experimental Psychology. 1920. 3).

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 547.

Литература:

Steiner I. D. Group Process and Productivity. N. Y., 1972; Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. СПб.: Речь, 2001.