Ад ламаизма

Но самые ужасные страдания ожидают тех, кто очутился в аду. В центре нижнего сектора сидит на престоле с зеркалом в руке сам блюститель ада Эрлик-хан (санскритск. — Яма). В зеркале отражаются дела каждой прибывшей в ад души. Кроме того, грешника сопровождают два его гения — учетчики его добрых и злых дел. Они высыпают перед Эрлик-ханом из своих мешков белые и черные кружки — меру деяний грешника.

Справа и слева от трона Эрлик-хана расположены разделы собственно ада. Их бывает 8 горячих и 8 холодных или 9 горячих и 10 холодных. Каждый раздел имеет свое название в соответствии с характером применяемых в нем пыток. Первый раздел „постоянно исцеляющихся": черти прокалывают пиками грешников, которые быстро заживляют свои раны, и истязание продолжается. В „аду черных линий" черти распиливают грешников по нанесенным на их телах линиям. Ады от одного к другому становятся все горячее, пока не доходят до „страшного, в котором не знают успокоения", - это сплошное море огня. Есть ад, где грешники бегают по воткнутым в землю остриями вверх ножам и мечам, непрерывно себя раня. В холодных адах есть разделы „накожных прыщей", „лопающихся накожных прыщей", „ад кричащих та-тай! та-тай!", „ад скрежещущих зубами" и т. д. и т. п. В последнем холодному аду грешников сажают на кол, в них вбивают гвозди, раздирают их тело на части и т. д.

По внешнему ободу колеса сансары расположены двенадцать нидан, т. е. изображение тех этапов, которые каждое живое существо проходит в процессе своего перерождения. Они переданы соответствующими рисунками: слепой старик, рожающая женщина, курица на яйцах, человек, срывающий с дерева плоды, человек, пьющий вино, человек с глазом, пронзенным стрелой, обнимающиеся мужчина и женщина, покинутый дом, человек в лодке, обезьяна, горшечник за изготовлением сосуда и не знающая пути слепая старуха. Каждый из этих рисунков имеет символическое значение и трактуется ламами верующим в духе буддийской морали: страдания как результат страстей и невежества.

В левом верхнем углу композиции сансариин-хурдэ помещается изображение Будды в позе прозрения - это его учение, ведущее к спасению. Справа вверху — фигура проповедующего монаха. Он указывает на бледный круг, возможно, изображающий солнце, иногда трактуемый как нирвана, но в любом случае являющийся символом спасения.

Настольная книга атеиста. Изд. восьмое. М., 1985, с. 243.

Понятие: