Индийская философия (Кузнецов)

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - совокупность теоретических учений о мире, человеке и различных формах его отношений с миром и другими людьми (познавательных, социальных, нравственных, эстетических и т.д.), разрабатывавшихся на территории Индии с VI в. до н.э. и существующих сегодня. Являясь самосознанием и духовной основой индийской культуры, И.ф. получает от последней самобытный характер и порождает специфическую систему жизненных ценностей, способную, по мнению многих современных философов, скорректировать ориентиры зашедшей в тупик западной техногенной цивилизации (см., например, сборник: Modern India and the West. A Study of the Interaction of their Civilizations. London — N. Y. - Toronto, 1968. P. 93). Среди исторических фактов, формирующих историко-культурный контекст для появления философской мысли в Индии, можно отметить, во-первых, тот, что теоретическое мышление появляется здесь раньше, чем философия (в Древней Греции и Китае они складываются практически одновременно). Как отмечает российский индолог В.К. Шохин, два первых метода теоретизирования «диалектика (критика суждений) и аналитика (систематизация понятий) — применяются в Индии прежде всего к предметам еще не философским и лишь затем к мировоззренческой проблематике» (Шохин В.К. Первые философы Индии. М., 1997. С. 23). Речь идет о применении названных методов в дискуссиях ритуаловедов, в которых часто использовалась силлогистическая аргументация, и в обсуждениях проблем интерпретации ведических текстов. Наличие специалистов-брахманов, способных вести такого рода дискуссии, обусловливалось сильными социальными позициями религии и жреческого сословия в древнеиндийском обществе (что не характерно для Древней Греции, где вообще не существовало могущественного сословия жрецов). Главенство религии в духовной жизни тогдашней Индии детерминировало практически раз и навсегда проблемное поле для исканий индийских мудрецов. В это поле вошли проблемы, связанные с исследованием таких главных предметов, как Абсолют (Атман, Брахман), личность (атман), бытие-в-мире как страдание (сансара), спасение (мокша, нирвана), закон воздаяния за деяния (закон кармы). Их решение всегда было связано не с изучением природного мира, а с изучением внутреннего мира человека. Именно его, по представлению индийских мыслителей, следовало перестроить для установления мировой гармонии. Данная «интравертивность» отличает И.ф. от «экстравертивной», нацеленной прежде всего на окружающий мир, греческой философии. Доминирование в древнеиндийской культуре религии определило также включение в число специфически индийских методов постижения философии йогической практики.

В истории зарождения и развития И.ф. можно выделить периоды:

•             дофилософии — середина 2-го тысячелетия до н.э. — рубеж VIII—VII вв. до н.э.;

•             предфилософии — рубеж VIII—VII — ру-беж VI—V вв. до н.э.;

•             первых философов, или шраманский — VI—V вв. до н.э.;

•             первых философских школ — IV в. до н.э. — II в. н.э.;

•             систематизации философии в сутрах — II — начало ГУ в.;

•             развитых традиционных систем философии - IV-XIX вв.;

•             современной философии — с 1925 г. по настоящее время.

В первый период философии как теоретической рефлексии еще не существует, мировоззренческие вопросы рассматриваются неизвестными авторами вед в рамках мифологического мышления в текстах самхит (см. Веды), а именно в космогонических гимнах «Ригведы» и «Атхарваведы», приемы, ис-пользуемые ведийскими риши для их решения, заимствованы из ритуалов (в частности, прием вопросов-загадок — см. широко известный гимн «Пурушасукга» из X книги «Ригведы»: «Откуда родилось, откуда это творение?../ Тот, кто надзирает над этим (миром) на высшем небе, / Только он знает или же не знает?» — применяется индийцами в новогодних ритуалах). В.К. Шохин предлагает называть тип мышления ведийских мудрецов термином «гносис», это мышление, претендующее на приобщенность к внерациональному «тайному знанию» (эзотеризм) и подготовленность посредством специальной практики к «пути восхождения» (Шохин В.К. Первые философы Индии. М., 1997. С. 21).

В предфилософский период, каким он предстает в синхронных текстах брахман, араньяк, упанишад и шраута-сутрах, посвященных истолкованию ритуалов, а также более поздних сочинениях фонетистов Яски («Нирукта», вероятно IV в. до н.э.) и Шаунаки («Брихаддэвата», ок. IV—III вв. до н.э.), закладываются основы теоретического мышления усилиями жрецов-брахманов, спе-циализирующихся в знании ритуалов и ведении публичных диспутов. Вообще, сочинения в жанре сутр (см. Сутра), составленные из коротких афоризмов, сыграли большую роль в этом процессе. Они были различного содержания (религиозного, философского, преднаучного и научного, по вопросам повседневной жизни и т.д.). Появились как средство устной передачи текстов около VIII в. до н.э., затем стали записываться. Наиболее обширный и авторитетный раздел литературы сутр — кальпасутры, посвященные детальной разработке ритуалов и продолжающие, таким образом, брахманы. Кальпасутры подразделяются на шраутасутры, в которых речь идет о торжественных публичных церемониях, жертвоприношениях сомы и т.п., и грихьясутры, толкующие повседневные домашние обряды. К грихья- сутрам примыкает другая разновидность сутр — дхармасутры, ранние памятники права, к шраутасутрам - шульвасутры, касающиеся измерения жертвенных площадок и содержащие начала геометрии. Впоследствии в форме сутр будут написаны базовые сочинения главных религиозно-философских систем.

В предфилософский период возникает большое число жреческих школ и диспуты их представителей-эрудитов становятся неотъемлемой частью индийской культуры, обязательной процедурой, сопровождающей появление и существование духовных ценностей. Эта потребовало от брахманов высокого уровня профессионализма и тщательной разработки методов диалектики и аналитики, которые сразу же применяются не только для рассмотрения ритуалов, но и для анализа языка. В результате в индийской культуре лингвистика (по употреблявшейся в то время терминологии, грамматика-вьяка- рана) становится одной из первых научных теорий и идеалом науки вообще (в Западной Европе идеалом научности была математика), «царицей наук», парадигмой для построения философских теорий в следующий период, шраманский (особенно велика в этом роль более поздних сочинений по грамматике «Восьмикнижья» Панини, IV в. до н.э., и комментария на первое — «Махабхашья» Патанджали, II в. до н.э.). В этой связи уместно упомянуть и еще об одной особенности философского теоретического мышления в Индии: оно никогда не было связано с понятием истории, играющим со времени появления христианства столь значительную роль в западноевропейской философии.

Рост профессионализации жрецов способствовал развитию теоретического мышления, повышению его уровня и специализации. Внутри совокупного знания о ритуальной практике начинают дифференцироваться различные области, получающие названия дисциплин (видья). В брахманах и текстах, близким им по жанру, чисто ритуальный материал предваряется перечислением источников знаний (предание, восприятие, традиция, вывод), в которых легко опознаются будущие праманы. Особое место с точки зрения подготовки появления философии принадлежит таким дисциплинам названного периода, как искусство ведения спора (ва- ковакья), этимология (нирукта), фонетика (шикша), анализ которых показывает, что в этих дисциплинах древние индийцы на много веков опередили западных теоретиков.

Третий период получил свое имя от сан-скритского названия бродячих проповедников шраманов, или саманов (на пали), действовавших на территории Индии на рубеже VI —V вв. до н.э. Они выступали с собственными антибрахманскими учениями, отвергая непререкаемость авторитета вед и освящаемую ведами социальную иерархию. Шраманы широко применяли рациональную аргументацию, развивали ее и стали создателями первых философских теорий, т.е. первыми философами Индии. Представляется убедительной точка зрения ряда исследователей — считать причиной появления философии в Индии конфликт между двумя мировоззренческими позициями: брахманской и антибрахманской, носителями которых были два этноса — арийский и неарийский. Основными источниками изучения философии шраманского периода являются главным образом тексты трех ведущих шраманских течений: адживики, буддизма и джайнизма. Памятники брахманской лите-ратуры («Махабхарата» и некоторые упанишады, в частности «Шветашвара-упанишада») имеют лишь вспомогательное значение. Содержание дискуссий первых философов относится к нескольким обязательным пред-метам: вечность мира и Атмана, конечность мира в пространстве, отношения души и тела, возможность жизни после смерти, возможность самообусловленности мира и Атмана, вечность переживаний радости и страдания и т.п. В этих дискуссиях развивалась не только небрахманская, но и брахманистская ученость, подготавливая появление шести главных систем (даршан) ортодоксальной философии. В целом, палийские тексты сообщают о существовании в названный период не менее 62 «брахманов и шраманов», предлагающих собственные учения. Выдающимися теоретиками брахманистской учености были в это время упомянутые выше Яска и Шаунака. Из числа брахманов выделилась также группа локаятиков, давшая начало впоследствии одному из неортодоксальных направлений И.ф. (об этом см. Локаята и Чарвака). Адживикизм представляли шра- маны Пурана Кассапа, Пакудха Каччаяна, 

Аджита Кесакамбали, Макхали Госала, Санджая Белатгхипутта (см. Лдживика). Другое направление среди бродячих проповедников представлял основатель джайнизма Нигант- ха Натапутта, получивший известность под именем Джины Махавиры (см. Джайнизм). Третье влиятельное шраманское направление объединяло представителей раннего буддизма, прежде всего самого Будду Шакьяму- ни и его учеников (см. Буддийские школы). Кроме того, выдающуюся роль в развитии теоретического мышления рассматриваемого периода сыграли отдельные учителя, которых невозможно соотнести ни с одним из означенных направлений, но у которых учились многие, — это, в частности, Алара (санскр. - Арада) Калама (у него учился будущий Будда) и Магандия — старший современник Будды.

Последующее развитие И.ф. связано с формированием и усложнением систем (даршан) (см. Даршана, Буддийские школы, Вайшешика, Веданта, Джайнизм, Йога, Локаята, Миманса, Ньяя, Санкхья, Чарвака). Традиционная И.ф. никогда не знала деления на философские дисциплины, вроде онтологии, эпистемологии, этики, эстетики и т.д. В даршанах знание структурировалось по темам дискуссии (адхикарана), что было обусловлено сохранением там диалогической формы изложения материала (в западноевропейской традиции благодаря Аристотелю прочно утверждается форма монолога для научных и философских сочинений). Как правило, у авторов из различных философских школ обсуждались все известные категории, а не только собственные, с целью обосновать свои и опровергнуть чужие. Для обучения навыкам полемики в школах со-здавались специальные компендиумы категорий (санграха), в числе наиболее известных «Таттвасанграха» буддиста Шантарак- шиты (VIII в.) и «Сарвадаршанасанграха» ведантиста Мадхвы (XIII в.). Среди темтопиков «Таттвасанграхи», например, 26 категорий: индрия, пуруша, пракрити, атман, карма, гуна, пратьякша, анумана и т.д. Можно соотнести обсуждавшиеся индийскими мыслителями топики с философскими дисциплинами западной традиции, но отношение между ними не будет отношением равнозначности.

Современная И.ф., период которой известный индийский мыслитель X. Кабир начинает с 1925 г. — года основания Индийского философского конгресса (по инициативе Р. Тагора и С. Радхакришнана), является преемницей традиционной философии, но старается творчески переработать ее наследие, чтобы использовать его для решения острых проблем современности. Известный современный индийский философ Ч.Т.К. Чари отмечает восемь направлений исследований современных индийских философов: а) изучение классического наследия; б) реинтерпретация традиционных учений; в) логика и эпистемология; г) «философия науки»; д) этика, социология, политика; е) эстетика; ж) «философия религиозного символизма»; з) изучение западной философии (Chari С.Т.К. Philosophy in India // Philosophy in the Mid-Century. A Survey. — Firenze, 1959. P. 292-298). Притом что в со-временной Индии представлены многие из традиционных индийских и западноевропейский философских направлений, преобладает здесь философия веданты в ее неоведантистской разновидности (см. Веданта).

Литература:

Литман А. Д. Современная индийская философия. М., 1985;

Лысенко В.Г., Терентьев А. А., Шохин В. К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М., 1994;

Радхакришнан С. Индийская философия. В 2-х т. М., 1993;

Семенцов B.C. Проблемы интерпретации брахманической прозы. М., 1981;

Шохин В.К. Брахманистскаяфилософия. М., 1994;

Он же. Первые философы Индии. М., 1997;

Philosophy in the Mid-Century. A Survey. Firenze, 1959.

См. также литературу к статьям: Адживика, Буддийские школы, Вайшешика, Веданта, Джайнизм, Йога, Локаята, Миманса, Ньяя, Санкхья, Чарвака.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 196-199.