Противоречие диалектическое

ПРОТИВОРЕЧИЕ диалектическое, взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира и познания. Выражая сущность закона единства и борьбы противоположностей, категория противоречия занимает центральное место в материалистической диалектике.

В истории диалектики первая значительная концепция противоречия принадлежит Гераклиту: «вечное становление», возможное только как единство противоположностей, мыслится им в виде непрерывного перехода из одной противоположности в другую; борьбу противоположностей Гераклит понимает как общий закон для всего сущего. Платон, воспринявший диалектические идеи элеатов и Сократа, развивает учение о противоречии в своей диалектике понятий: «единое» и «множество», «покой» и «движение» и другие противоречивы по необходимости, по своей природе; истина достижима посредством сведения противоречащих сторон в единое и целое. Продолжением диалектической традиции осмысления противоречивости бытия и познания явилась идея тождества (единства) противоположностей, развитая Николаем Кузанским и Дж. Бруно, у которых противоречие трактуется как внутреннее соотношения противоположностей, как их взаимопроникновение. Дальнейшее развитие учение о противоречии получает в классической немецкой философии (Кант, Фихте, Шеллинг), в особенности у Гегеля. Рассматривая противоречие как «...корень всякого движения и жизненности» (Соч., т. 5, М.— Л., 1937, с. 520), Гегель показал, что процесс раздвоения единого на противоположности есть сущность развития. Наряду с плодотворными диалектическими моментами для гегелевского учения о противоречии характерно отождествление противоречия объективной действительности с логическим содержанием категории противоречия, а также истолкование в некоторых случаях разрешения противоречия как нейтрализации, примирения противоположностей, что обусловлено исходными идеалистическими посылками его системы.

Подлинно научная разработка и обоснование диалектико-материалистические учения о противоречии принадлежит К. Марксу и Ф. Энгельсу, а его дальнейшее творческое развитие — В. И. Ленину.

Противоположные стороны, моменты и тенденции в составе целого, взаимодействие которых образует противоречие, не даны в неизменном виде. Процесс возникновения различий и противоположностей имеет несколько стадий. На первоначальной стадии, существуя ещё в возможности, противоречие выступает как тождество, содержащее несущественное различие. Следующая стадия — существенное различие в тождестве: при общей основе в объекте имеются существ. свойства, тенденции, не соответствующие друг другу. Существенное различие превращается в противоположности (наибольшее различие, полярность, антагонизм), которые, взаимоотрицая друг друга, перерастают в противоречие. Маркс отмечал: «Сосуществование двух взаимно-противоречащих сторон, их борьба и слияние в новую категорию составляют сущность диалектического движения» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4, с. 136). Всякое развитие есть возникновение противоречий, их разрешение и в то же время возникновение новых противоречий.

Обладая всеобщим характером, противоречия по-разному проявляются в различных сферах бытия и познания в зависимости от специфики противоположных сторон, а также от тех условий, в которых развёртывается их взаимодействие. Различают внутренние и внешние, антагонистические и неантагонистические, основные и неосновные противоречия. Внутренние противоречия — это взаимодействие противоположных сторон внутри данного объекта (например, внутри данного организма или конкретного общества). Внешние противоречия — это взаимодействие противоположностей, относящихся к разным объектам (например, между обществом и природой, организмом и средой). Антагонистические противоречия — это взаимодействие между непримиримо враждебными классами, социальными группами и силами. Они возникают на основе враждебности коренных интересов противоположных классов и, заостряясь до конфликта, могут вылиться в социальную революцию. Неантагонистические противоречия, специфичные для всех общественных отношений неэксплуататорского общества, выступают как взаимодействие между классами, основные интересы и цели которых совпадают. Социалистическая революция разрешила и тем самым устранила антагонистические противоречия, но она не ликвидировала противоречия вообще. В условиях социализма существуют противоречия, носящие неантагонистический характер (например, между развивающимся производством и растущими потребностями, между творческим мышлением и догматизмом).

Однако, как показывает исторический опыт, после построения основ социализма, при определённых условиях (вследствие крупных и долгое время накапливающихся недостатков в организации хозяйственного и культурного строительства, в управлении общественными делами и т. п.) неантагонистические противоречия могут приобрести черты антагонистических противоречий. С построением развитого социализма перерастание неантагонистических противоречий в антагонистические становится объективно невозможным.

Основные противоречия — это противоречия, играющие решающую роль в развитии (например, основные противоречия современной эпохи — противоречия между гибнущим капитализмом и утверждающейся коммунистической формацией).

Противоречие — важнейший методологический принцип, логическая форма развития познания. Противоречия, возникающие в мышлении, отражают противоречия объективной реальности. «Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей...» (Энгельс Ф., там же, т. 20, г. 526). Специфической формой существования диалектических противоречий в познании выступают антиномии, имеющие объективную основу: отражаемое в них содержание является в конечном счёте моментом структуры развивающегося объективного противоречия. Познавательной антиномии служат формой теоретического воспроизведения диалектического противоречия в научных теориях, развитие которых осуществляется в результате раскрытия и разрешения противоречий, обнаруживающихся в предшествующих теориях или уровнях исследования. При этом наиболее плодотворным способом разрешения антиномий, возникающих в теоретическом мышлении, является выход за их пределы, обнаружение их глубокой основы, выявление перехода одной противоположности в другую и раскрытие опосредствующих звеньев этого перехода.

Принцип противоречия получает идеалистическое и метафизическое истолкование в современной буржуазной философии. Иррационализм (философия жизни, экзистенциализм, «трагическая диалектика», «негативная диалектика») рассматривает противоречие как нечто принципиально неразрешимое, как такое чисто мистическое совмещение противоположностей, которое постигается только интуицией. Позитивизм и неопозитивизм сводят противоречие к внешнему отношению между противоположными сторонами, находящимися не в противоречивой, а соотносительной связи, что по существу влечёт за собой полное отрицание принципа противоречия. Методологической основой ревизионистского искажения диалектико-материалистического учения о противоречии является механистическое истолкование диалектики и подмена её релятивизмом. Право-ревизионистские идеологи, пытаясь обосновать оппортунизм, подчёркивают момент социального единства при капитализме, пренебрегая при этом борьбой противоположностей. Левые ревизионисты, непомерно расширяя сферу проявления антагонистических противоречий, рассматривают их как всеобщие, причём момент борьбы противоположностей неправомерно абсолютизируется, а единство игнорируется, что служит основой для крайнего волюнтаризма и субъективизма в политике. Весь ход развития науки и общества полностью опровергает подобные концепции.

Диалектико-материалистический принцип противоречия имеет большое мировоззренческое и методологическое значение как для научного познания, так и общественной практики.

А. Г. Спиркин.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература:

Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23; Энгельс Ф., Диалектика природы, там же, т. 20; Ленин В. И., Филос. тетради, ПСС, т. 29; «Капитал» Маркса, философия и современность, М., 1968; Haρвский И. С., Проблема противоречия в диалектич. логике, М., 1969; Ильенков 9. В., Диалектич. логика, М., 1974; Диалектика науч. познания. Очерк диалектич. логики, М., 1978; Диалектич. П., М., 1979; Бородкин В. В., Проблемы противоречия в материалистич. диалектике, М., 1982

Понятие: