Губерния (СИЭ, 1963)

ГУБЕРНИЯ (от лат. gubernius - правитель) - высшая единица административного деления и местного устройства в России, оформившаяся в 18 веке при Петре I в процессе организации абсолютистского государства. Указом 1708 года страна была разделена на 8 губерний: Петербургская (до 1710 года - Ингерманландская), Московская, Архангелогородская, Смоленская, Киевская, Казанская, Азовская, Сибирская. В 1713-1714 годы установлены Нижегородская, Астраханская, Рижская губерния, а Смоленская разделена между Московской и Рижской. В 1725 году было 14 губерний. Организация губернского управления оформилась в 1713-1719 годы. Губернии были разделены сначала на доли, с 1719 года - на 47 провинций, последние на дистрикты. Во главе губернии стоял губернатор, провинции - воевода, дистрикта - земский комиссар. Под руководством губернатора создавался разветвленный административно-бюрократический аппарат. Последовательная реализация Системы местного управления в соответствии с программой петровской реформы связана с «Учреждением для управления губерний Всероссийской империи» 1775 года (завершена в 1780 году). Дополнительным толчком явилась необходимость укрепления центральной власти на местах после крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева. Вместо 20 губерний к началу царствования Екатерины II учреждено 40 губерний с населением в 300-400 тысяч ревизских душ в каждой губернии (к концу царствования за счет присоединенных территорий - 51 губерния); Губернии объединялись в наместничества (большей частью по 2-3 губернии), делились на округа или уезды с 20-30 тысяч душ (по 12-15 на одну губернию, всего около 500 уездов). Наместники и губернаторы были подведомственны сенату и прокурорскому надзору, возглавляемому генерал-прокурором. Во главе уезда стоял капитан-исправник, который выбирался 1 раз в 3 года уездным дворянским собранием. Ближайшим помощником губернатора являлся вице-губернатор, назначаемый сенатом. Исполнительная власть сосредоточивалась в губернском правлении и нижнем земском суде, финансовая - в губернском и уездном казначействе, судебная власть (с дополнительным разделением по сословному признаку): для дворянства - в верхнем и уездном земском суде, для купечества - в губернском и городском магистратах, для государственных крестьян - в верхних и нижних расправах. «Учреждение» создало сложную бюрократическую систему губернской администрации, в которой ведущая роль отводилась дворянству; эта система подкреплялась организацией сословного дворянского самоуправления. Некоторые должности, занимаемые дворянами, были выборными. «Учреждение» заложило основы всего последующего устройства местного управления империи.

В 19 веке происходит размежевание административно-территориальных организаций на 2 группы: общегубернская организация сохраняется на основной территории Европейской России (в 60-е годы - 51 губерния); на национальных окраинах (кроме Остзейского края - 3 губернии) создается система генерал-губернаторств: Царство Польское (10 губерний), великое княжество Финляндское (7 губерний), Бессарабская область (до 1873 года), Кавказский край (6 губерний, в конце века 11), Сибирь (4 губернии, в конце века 9), в 60-80-е годы Туркестанское генерал-губернаторство с вассальными Бухарским и Хивинским ханствами и Степное генерал-губернаторство с Казахстаном (9 губерний). Всего в конце 19 века насчитывалось 97 губерний, в начале 20 века - 101 губерния.

Происходит дальнейшая централизация и бюрократизация местного управления с его многосторонним подчинением органам центральной власти, начиная с учреждения министерств (1802-1811), и ведомственным подчинением губернии министерству внутренних дел. Одновременно происходит упрощение местного аппарата с усилением прямого подчинения лично губернатору. С другой стороны, отдельные отрасли управления выделяются и получают особую организацию с прямым подчинением соответствующим ведомствам. Самостоятельный аппарат государственного подчинения и опеки создается для государственных крестьян в органах министерства государственных имуществ, палат государственных имуществ и округов. Ограничивается самостоятельность сословно-представительных выборных дворянских организаций и усиливаются контролирующие функции губернской бюрократии в отношении их.

Реформы 60-70-х годов, особенно земская, городская и судебная, вводили буржуазное начало выборного всесословного представительства в организацию местного управления и суда. Выборные органы земского самоуправления (в 34 губерниях) (см. Земство) заведовали местным хозяйством; в городах - городские думы и управы. Земская (1890) и городская (1892) контрреформы усилили сословно-дворянское представительство в местном самоуправлении и подчинение его администрации. Введение института земских начальников (1889) как носителей дворянско-помещичьего права (назначались из дворян) с их административными, судебными и финансовыми функциями сводило на нет крестьянское самоуправление. Аппарат губернского управления слагался в пореформенной России из губернского правления, ряда присутствий по отдельным отраслям управления (по земским и городским делам, судебно-административным, военно-административным, финансовым и др.) и отдельных отраслевых учреждений - казенные палаты, губернские статистические комитеты. Народное образование, здравоохранение входили в систему непосредственного центрального подчинения.

Губернский аппарат местного управления оставался в силе до 20 века. Столыпинская реакция восстановила чрезвычайные методы управления. Усилилась роль полицейских органов (охранка) и сословно-дворянских организаций (совет объединенного дворянства). Временное правительство сохранило всю систему губернских учреждений; только губернаторы были заменены губернскими комиссарами (соответственно уездные комиссары), однако с преобладанием дворянско-помещичьего состава. Параллельно складывалась система Советов. Октябрьская революция, сохранив первоначально губернское деление, ликвидировала весь старый губернский аппарат и установила новые органы Советской власти во главе с губернским исполнительным комитетом, выбиравшимся на губернском съезде Советов. Губернско-территориальное деление ликвидировано в 1924-1929 годы в связи с *районированием СССР и заменено делением на области и края, а позднее на округа.

Н. Л. Рубинштейн. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963.

Примечания «ПК»

* — «Губернско-территориальное деление ликвидировано в 1924-1929 годы в связи с…» — Действительных причин отказа о  губернской структуры и перехода на республиканско-областную было две. Во-первых, большинство губерний имели слишком большую протяженность, что затрудняло оперативное выдвижение карательных подразделений для подавления восстаний и бунтов. В 20-е годы после «Кронштадтского мятежа» и так называемой «антоновщины», когда в Тамбовской губернии в восстании против большевиков принято участие больше бойцов, чем их было у Врангеля в Крыму, советское правительство измельчило административные «атомы» СССР до более мелких областей. В них власти могли в течение суток выдвинуть войска и подавить любое выступление. Во-вторых, большевики проводили так называемую политику коренизации. Суть этой политики состояла в том, что преимущественно великоросские по национальному составу губернии нарезались в союзные и автономные республики так, чтобы к власти в регионе имелся повод привлечь местные этнические кланы, позже объявленные «социалистическими нациями». Так, вместо Уфимской губернии, великоросской по составу, была образована Башкирская АССР, в которой власть была передана этническому клану. И большевиков нисколько не смущал реальный этнический состав территории.

Литература:

Блинов И., Губернаторы, СПБ, 1905; Градовский А., Начала рус. гос. права, т. 3. - Органы местного управления, СПБ, 1883; Готье Ю. В., История обл. управления в России от Петра I до Екатерины II, т. 1-2, М.-Л., 1913-41; Ерошкин Н. П., Очерки истории гос. учреждений дореволюц. России, М., 1960, гл. 4-10; Нелидов А. A., История гос. учреждений СССР. 1917-1936 гг., М., 1962.

Понятие: