Расизм (СИЭ, 1968)

РАСИЗМ - совокупность антинаучных реакционных представлений о разделении человечества на «низшие» и «высшие» расы, на «полноценные» и «неполноценные» в биологическом и психическом отношениях народы. Главное назначение расизма заключается в обосновании колониализма, национального и социального неравенства с помощью тенденциозно истолкованных, а часто и искаженных данных антропологии и биологии. Антигуманистическая идеология расизма всегда использовалась как «теоретическое» прикрытие преступной практики разжигания национальной и расовой розни, апартхейда и геноцида.

Зачатки расизма встречаются в Древнем Египте, где общественное неравенство рабов и их владельцев объяснялось их принадлежностью к разным породам людей. В Древней Греции и Древнем Риме считалось, что рабы, как правило, обладают только грубой физической силой, в отличие от господ, наделенных высокоразвитым интеллектом. Например, Аристотель, исходя из всеобщего принципа неравенства, извечно будто бы присущего природе и обществу, считал, что рабы наделены по наследству «рабскими душами», что обусловливает их «естественное» подчинение рабовладельцам (Аристотель, Политика, пер, с греч., М., 1911). В средние века феодалами культивировались взгляды о «кровном» превосходстве дворян над «чернью», имели широкое хождение понятия «голубая кровь», «белая» и «черная» кость и т. п.

Оформление расистских предрассудков в развернутые «теории» относится к эпохе капитализма. Апологеты капиталистической колониальной экспансии стали обосновывать практику колонизаторов рассуждениями о большей близости «цветных» народов к животному миру, в частности к обезьянам. Для подтверждения подобных взглядов использовались факты, искаженные или произвольно взятые из антропологических исследований. Европейским народам неправомерно приписывалось более совершенное анатомическое строение, более крупные размеры головного мозга, отрицалось наличие у них признаков сходства с обезьянами.

В 40-х годах 19 века, в обстановке обострявшейся борьбы между американскими плантаторами- рабовладельцами и противниками рабства, расизм особенно усиливается в США. Американский антрополог С. Дж. Мортон (S. G. Morton, Crania Americana, Phil., 1839), а позднее его ученики Дж. К. Нотт и Г. Р. Глиддон (J. С. Nott and G. R. Gliddon, Types of mankind, Phil., 1860), извращая и фальсифицируя данные науки, пытались утвердить взгляд на негров, как на особую, примитивную разновидность людей.

Развитие антропологии и разработка детальной классификации человеческих рас использовались французским социологом А. Гобино и другими для «доказательства» превосходства «германской расы» и ненаучного объяснения социального неравенства антропологическими расовыми различиями (A. de Gobineau, Essai sur l'inégalité des races humaines, v. 1-4, P., 1853-55).

С 60-70-х годах 19 века для теоретического «обоснования» расизма широко используется так называемый социал-дарвинизм, «объясняющий» борьбу классов биологической конкуренцией рас. Французский антропо-социолог В. де Лапуж, развивая взгляды Гобино (V. de Lapouge, Les sélections sociales, P., 1896; L'Aryen et son rôle social, P., 1899), доказывал, например, что господствующие классы Франции принадлежат к долихоцефалам (длинноголовым), а трудящиеся - к брахицефалам (короткоголовым). Английский биометрик К. Пирсон («Грамматика науки», L., 1892; рус. пер. - СПБ, 1911) утверждал, что борьба буржуазного государства за рынки - будто бы проявление биологической борьбы за существование. В Германии в конце 19 - начале 20 веков идеи социального дарвинизма проповедовали О. Аммон (О. Ammon, Die Gesellschaftsordnung und ihre natürlichen Grundlagen, 2 Aufl., Jena, 1896) и X. Чемберлен (H. Chamberlain, Die Grundlagen des neunzehnten Jahrhunderts, Münch., 1899). Антинаучные концепции последнего о «превосходстве германской расы» над другими народами получили широкое развитие и практическое применение в эпоху империализма, особенно в преступных деяниях немецкого фашизма.

Убедительно доказанная научными данными несостоятельность деления человечества на «низшие» и «высшие» расы по физическим признакам, так же как и несостоятельность характерного для расизма отождествления расовых групп и языковых семейств, понятий «раса» и «нация», вынудила сторонников расизма искать иные критерии. В поисках таких критериев они обратились к психологии - науке, в которой в силу сложности предмета изучения и недостаточной разработанности методических приемов, были возможны не только тенденциозные истолкования полученных данных, но и порой прямая их фальсификация. Психологическое обоснование расизма широко использовалось «теоретиками» расизма в фашистской Германии.

Смешанный в антропологическом отношении состав нацистского руководства, а также союзников и саттелитов фашистского рейха, заставили некоторых фашистских «ученых» расистов (X. Гюнтер (Н. Günther, Rassenkunde des deutschen Volkes, Münch., 1933; Volk und Staat in ihrer Stellung zu Vererbung und Auslese, Münch., 1933), Ф. Ленц (F. Lenz, Menschliche Auslese und Rassenhygiene, Münch., 1932)) выдвинуть идею о «северной душе», которая будто бы может обитать в любой телесной оболочке. Практическое осуществление подобных «теорий» давало возможность руководителям третьей империи произвольно наделять «северной душой» людей, нужных нацизму, и лишать этой «души» неугодных лиц, а также целые народы, подлежащие закабалению и уничтожению.

После 2-й мировой войны своеобразная форма психологического расизма, развиваемая преимущественно американскими антропологами и этнографами (А. Кардинер (А. Kardiner, The psychological frontiers of society, N. Y., 1946), P. Линтон (R. Linton, The cultural background of personality, N. Y., 1945), P. Бенедикт (R. Benedict, Patterns of culture, N. Y., 1934), К. Дюбуа (С. Du Bois, The people of Alor, N. Y., 1944), К. Клукхон (С. Kluckhohn, Mirror for man, N. Y. - Toronto, 1949) и др.) стала наиболее распространенной разновидностью расистских концепций. Согласно взглядам психорасистов, народы наследственно неравноценны по своей психике; народы с «плохой» психикой могут ее изменить только с помощью обладателей «хорошей» психики, которые в течение более или менее длительного времени будут влиять на своих подопечных. Психорасистские «исследования», естественно, показали наличие «хорошей» психики у англосаксов (особенно американцев) и «плохой» - у колониальных народов, а также у народов, освободившихся от колониальной зависимости. Политические задачи подобных теорий сводятся к обоснованию и оправданию различных форм эксплуатации колоний и развивающихся стран.

Серьезный анализ различных психотехнических текстов выявил научную несостоятельность психорасизма. Оказалось, что результаты производившихся опытов весьма зависят от социальных условий, в которых находятся испытуемые, от их образовательного ценза и общего кругозора, а не от расовой или этнической принадлежности. Наглядным опровержением взглядов психорасистов служит успешное национальное развитие народов, освободившихся от колониальной зависимости.

Предрассудки расизма очень живучи; питаемые различными формами пропаганды идей расового и этнического неравенства, они служат источником многих преступлений, совершаемых против человечества. Поэтому расизм решительно осужден и поставлен вне закона решениями ООН (Всеобщая декларация прав человека (1948), проекты международных пактов о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах человека (утверждены в 1966 году) и др. документы).

Расистские порядки в Южно-Африканской Республике и Южной Родезии, дискриминация и сегрегация негритянского населения в США, расовое угнетение в португальских и других сохранившихся колониях - прямое нарушение провозглашенных ООН принципов.

Победа социализма - решающая предпосылка искоренения расизма. В СССР и других социалистических странах равноправие граждан, независимо от их национальности и расы, является непреложным законом. Советская конституция охраняет право каждого народа на национальное развитие и равноправие каждого человека, независимо от его этнической или расовой принадлежности.

В. П. Якимов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 11. ПЕРГАМ - РЕНУВЕН. 1968.

Литература:

Англо-американская этнография на службе империализма. Сб. ст., М., 1951 (Тр. Ин-та этнографии АН СССР. Нов. серия, т. 12); Наука о расах и расизм. Сб. ст., М.-Л., 1938; Нестурх М. Ф., Человеческие расы, 3 изд., (М., 1965); Расовая проблема и общество. Сб. ст., М., 1957; Против расизма, М., 1966; Klineberg О., Race et psychologie, в сб.: Le racism devant la science, P., 1960.

Понятие: