Критерий нравственности в исламе

Вынося цель и смысл человеческой жизни за пределы самой жизни, связывая их со служением сверхъестественной силе, ислам тем самым предопределяет и характер критерия нравственности.

В соответствии с вероучением ислама все в мире происходит по воле аллаха, поэтому все свои поступки человек должен совершать во имя его. Поступок же, совершенный по его воле и с его именем, не может не быть нравственным. Поэтому не случайно, определяя критерий нравственного поведения, религиозные деятели во главу угла кладут именно посвященность того или иного поступка аллаху, угодность ему (вспомним хотя бы о том, что богословы предлагают любое дело и даже любой шаг начинать с произнесения формулы: „Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного"). Поскольку же ритуальные действия наиболее богоугодны, то и их нравственное значение с точки зрения религии особенно велико. Именно так и толковалось на протяжении веков нравственное поведение.

С точки зрения коммунистической морали нравственная зрелость человека тем выше, чем он сознательнее, чем большую социальную активность проявляет он, чем более велик его вклад в общенародное дело. „Ничто так не возвышает личность, -  говорилось на XXV съезде КПСС, - как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения" (Материалы XXV съезда КПСС. М., 1976, с. 77).

Критерий коммунистической морали основывается на научном понимании законов общественного развития, на осознании объективной исторической необходимости перехода от капиталистической общественно-экономической формации к коммунистической общественно-экономической формации.

Критерий коммунистической морали утверждает, что высоконравственным человек может быть лишь в том случае, если он не только в сознании разделяет принципы и нормы общественной морали, но и на деле руководствуется ими. Согласно ему, каждый человек должен бороться во имя общественных интересов, во имя социального прогресса.

Исламская мораль иначе подходит к определению нравственной зрелости человека. Здесь главным критерием является набожность человека, степень его благочестия. Благочестие же, по Корану, — это исповедание веры и строгое выполнение всех обязательных предписаний религии (2: 172). Поскольку критерием исламской морали является служение сверхъестественной силе, то и категории светской нравственности, которыми она пользуется, - добро, зло, справедливость, счастье, совесть и т. д. — ставятся также в связь с верой в бога. „Предначертания бога устанавливают вечные принципы человеческого поведения, - пишет известный мусульманский автор. - Он указывает на два пути: один — ведущий прочь от Него, и это есть зло, другой — ведущий человека к Нему, и это есть добро".

Для исламской морали не имеет значения, насколько нравственные требования соответствуют объективным потребностям людей, прогрессу общественной жизни. Богословы учат, что тем или иным требованиям необходимо следовать, так как они предписаны Кораном или Сунной, т. е. соответственно аллахом или пророком Мухаммедом.

Перед верующим - членом развитого социалистического общества — встает в связи с этим много вопросов. Как быть в том случае, когда предписанные Кораном и Сунной требования противоречат духу времени, мешают людям в их повседневной жизни? Например, какую позицию занимать современным мусульманам в их взаимоотношениях с неверующими и иноверцами? Коран предупреждает, что неверующие не преминут навредить мусульманам, они хотят, чтобы верующие попали в беду, ибо неверующие — явные враги. „Книга ясная" призывает верующих сражаться с неверующими, „пока не будет искушения, и религия вся будет принадлежать Аллаху" (8: 40), производить „великое избиение их" (47:4). Коран также призывает: „Избивайте многобожников" (9: 5). Аллах считает нравственным принцип „душа - за душу, и око - за око, и нос — за нос, и ухо — за ухо, и зуб — за зуб..." (5: 49) и т. д. и т. п.

Есть в „книге ясной" многие другие нормы, которые никак не согласуются с советским образом жизни, с моральными представлениями граждан нашей страны, в том числе и верующих.

Так, мусульманская нравственная проповедь ставит перед верующими сложные вопросы, предлагает разрешать неразрешимые противоречия, что деформирующе действует на нравственное сознание приверженцев ислама.

В противовес религиозной проповеди, предлагающей беспрекословно выполнять нормы, которые были предписаны более тысячи лет тому назад и отражают социальный опыт прежних поколений людей, коммунистическая мораль предлагает человеку избирательно подходить к социальному опыту прошлых поколений, ибо каждое новое поколение живет и творит в новых условиях, отличных от прежних, к нему предъявляются новые требования, перед ним стоят новые задачи.

Настольная книга атеиста. Изд. восьмое. М., 1985, с. 231-232.

Понятие: