Евразийство

ЕВРАЗИЙСТВО - идейно-политическое и общественное учение в русском послеоктябрьском зарубежье 20-30-х годов. Впервые заявило о себе выходом сборника «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев» (София, 1921), авторами которого и инициаторами движения стали Савицкий, Н. С. Трубецкой, Флоровский, Сувчинский. В разработке идеологии евразийства активно участвовали также Н. Н. Алексеев, Г. В. Вернадский, Карсавин, другие видные деятели русской культуры. Основные идеи евразийства получили отражение в многих изданиях, вышедших в Софии, Праге, Белграде, Берлине, Брюсселе, Париже в специально организованном книгоиздательстве. Для пропаганды своих взглядов участники движения создали кружки, семинары, вели активную лекционную деятельность. С 1925 по 1937 годы издавалась «Евразийская хроника», где наряду с теоретическими статьями публиковались материалы о текущей жизни евразийских организаций. В 1928-1929 годы в Париже печаталась еженедельная газета «Евразия», в редколлегию которой входили П. Арапов, Карсавин, А. С. Лурье, П. Малевский-Малевич, В. Никитин, Д. П. Святополк-Мирский, Сувчинский и С. Я. Эфрон, Евразийское учение в целом можно считать наиболее теоретически разработанным вариантом русской идеи. Была выдвинута самобытная философия русской истории, в центре которой утверждение о том, что Россия — особая страна, органически соединившая в себе элементы Востока и Запада, Евразия (под нею евразийцы понимали не материк, объединяющий Европу и Азию, как принято в географической науке, а некую срединную его часть, не включающую в себя территорию Западной Европы, а также восточные, юго-восточные и южные окраины Азии - Японию, Китай по ту сторону Великой китайской стены, Индию, Индокитай, Ближний Восток) с ее географически-пространственными, климатическими особенностями, растительным и животным миром рассматривалась как основа хозяйственной и политической жизни народов России, «месторазвитие» своеобразной русско-евразийской культуры, сфера взаимопроникновения природных и социальных связей. Опираясь на геосоциологические взгляды С. М. Соловьева, Щапова, Ключевского, Данилевского, сторонники евразийства выводили из пространственно-территориального единства России-Евразии общность исторического развития населяющих ее народов, близость их культур, этнопсихологического типа, религиозных взглядов и чувств, языков и наличие прочных политических связей. Идеи подобного историко-географического синтеза явились определенным вкладом евразийцев в российское обществоведение, позволяющим по-новому осмыслить как прошлое, так и будущее развитие страны. В историографии евразийства выделяются две линии: анализ истории Евразии как ряда попыток создать единое, общеевразийеше государство и собственно русской истории на территории Евразии как процесса постепенного овладения и освоения последней. К концу XIX века эти две истории, по мнению евразийцев, сливаются и географическое единство дополняется социально-политическим. В этом контексте революция 1917 года оценивалась как событие, ознаменовавшее начало новой эпохи, связанной е выходом России из чуждого ей европейского культурного мира и вступлением на путь самобытного исторического развития. Отрицательно относясь к преобразованиям Петра I как положившим начало европеизации России, евразийцы, в отличие от славянофилов, делали акцент на восточном, «туранском», элементе в русской культуре, подчеркивали положительное значение татаро-монгольского периода для государственного строительства и сохранения христианско-православных устоев перед лицом идеологической и военно-политической экспансии Запада. Существенная роль азиатскому элементу отводилась и в становлении особого евразийского этнопсихологического типа, который, по утверждению Н. С. Трубецкого, был близок славянству только общностью языка. Отрицая наличие особого общеславянского антропологического и психологического типа, идеологи евразийства истоки евразийского культурного единства усматривали не в Киевской Руси, которая считалась лишь колыбелью народов Евразии, а в империи Чингисхана, где евразийский культурный тип якобы впервые предстал как целое. Модель социально-политического устройства России-Евразии, которую евразийцы надеялись внедрить мирным путем через сознание народных масс, предполагала сохранение некоторых форм организации общественной жизни, утвердившихся в СССР в 20-30-х годах. Намечалось, например, сохранить советскую систему государственного устройства с сильной властью, как полагали теоретики евразийства, близко стоящей к народу. Выдвигаемый из народа путем специального отбора правящий слой должен был руководить действиями масс на основе общего мировоззрения - евразийской идеи. Поэтому будущее евразийское государство характеризовалось как идеократическое. С организационной точки зрения оно напоминало объединение, созданное по орденско-религиозному типу. В экономике предполагалось обеспечить гармоническое сочетание частной и государственной форм собственности. В духовной жизни особая роль отводилась православию в расчете на его способность интегрировать и даже ассимилировать существующие на территории Евразии вероисповедания. Крайний этатизм евразийской доктрины, утверждение в ней примата коллектива над личностью, идеологический диктат, вытекавший из концепции идеократии, подверглись резкой критике в эмигрантских кругах. В конце 20-х годов произошел раскол движения. Под руководством Эфрона и Святополк-Мирского вокруг газеты «Евразия» образовалось левое крыло, открыто симпатизировавшее сталинскому режиму. Ряд видных идеологов евразийства, среди которых был и Трубецкой, порвали с ним связи. С середины 30-х годов евразийство как организованное движение прекратило существование. Претензии евразийцев повлиять «изнутри» на сталинский режим обнаружили свою утопичность. И все же евразийское учение не исчезло бесследно. Интерес к нему вырос особенно в последние годы. Евразийство осталось в истории общественной мысли России свидетельством напряженных поисков русскими людьми путей к новой жизни. В нем в своеобразной, иногда шокирующей форме проявилась мечта многих поколений русских мыслителей о воссоединении культур, церквей, о всеедином человечестве, сохраняющем национально-индивидуальные черты.

В. П. Кошарный

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, 184-185.

Литература:

Евразия: Исторические взгляды русских эмигрантов. М., 1992; Глобальные проблемы и перспективы цивилизации: (Феномен евразийства). М., J 992; Новикова Л., Сиземекая И. Политическая программа евразийцев - реальность или утопия? // Общественные науки и современность. 1992. № 1. С. 104-109. Люкс Л. Евразийство// Вопросы философии. 1993. № 6. С. 105-114; Пащенко В. Я. Социальная философия евразийства. М., 2003; Boss О, Die Lehre der Eurazier, Wiesbaden, 1961; Riasanovsky N. V. The Emergence of Eurasianism // California Slavic Studies, 1967. N4.

Понятие: