Капризы детские

КАПРИЗЫ ДЕТСКИЕ - лишённые разумных оснований действия ребёнка, направленные главным образом на то, чтобы оказать сопротивление требованиям старших и настоять на собственных желаниях. Как правило, сопровождаются отрицательными эмоциональными реакциями (крик, плач) и двигательным возбуждением.

В младенческом возрасте поведение ребёнка, которое взрослыми характеризуется как капризное (малыш без очевидных причин плачет, отказывается от кормления, плохо засыпает, чрезмерно возбудим), бывает вызвано недостаточным или несвоевременным удовлетворением каких-то потребностей ребёнка. Эмоциональные реакции младенца служат своеобразным сигналом неблагополучия (ведь иным способом сообщить о своих потребностях он ещё не умеет). В основе их может лежать невыявленное хроническое заболевание либо временное нездоровье. Родители иногда неадекватно оценивают состояние малыша и рассматривают его беспокойство как каприз. Для профилактики таких состояний родителям, и прежде всего - матери необходим тесный эмоциональный контакт с ребёнком, способность своевременно и правильно реагировать на его нужды. Если взрослые уделяют ребёнку достаточно внимания, такая способность формируется у них с первых дней его жизни и позволяет разумно планировать и корректировать режим младенца ради оптимального удовлетворения его потребностей. Если же ребёнку удаётся привлечь к себе внимание лишь настойчивым криком и плачем, такая реакция рискует закрепиться и впоследствии составить основу подлинных капризов.

Развитию капризов у дошкольников и младших школьников способствует ещё неокрепшая нервная система, что проявляется в преобладании возбуждения над торможением, высокой эмоциональной чувствительности и возбудимости. На этом фоне капризы нередко возникают как следствие утомления, недомогания, перевозбуждения, избытка впечатлений и переживаний.

Капризы могут носить эпизодический характер, но могут и превратиться в привычную форму поведения. Последнее имеет место тогда, когда ребёнок неосознанно предпочитает именно такой способ достижения своих целей. Т. е. каприз является следствием неправильной организации взаимоотношений ребёнка со взрослыми. Основной путь предупреждения подобных капризов - рациональная организация жизни в семье, когда потребностям ребёнка уделяется достаточное, но не чрезмерное внимание. Очень важна последовательность поведения взрослых: если за первоначальным отказом под воздействием каприза следует уступка, то ребёнок невольно научается именно так настаивать на своём. Когда очевидно, что желания ребёнка выходят за разумные рамки и их выполнение нецелесообразно, то в этих случаях наилучшая форма реакции родителей - это спокойное игнорирование каприза. Почувствовав бесполезность неразумных требований, ребёнок впоследствии воздержится от их повторения. Нередки случаи, когда К. носят намеренно демонстративный характер и имеют целью привлечь к ребёнку внимание старших. Такое случается в связи с недостаточным удовлетворением потребности ребёнка в любви, признании и поддержке. Обострение капризов происходит в рамках так называемых возрастных кризисов, в частности кризиса трех лет. Это бывает связано с растущим самосознанием ребёнка, повышенным стремлением к самостоятельности. Если родители недооценивают возросшие возможности ребёнка и предпочитают проводить по отношению к нему ранее устоявшиеся формы отношений, то негативные эмоциональные реакции рискуют принять затяжной и острый характер. Бывает, что притязания ребёнка объективно преувеличены. В таких случаях (если это не связано с непосредственной угрозой для его жизни и здоровья) полезен метод естественных последствий, когда ребёнку предоставляется возможность испытать результаты своего каприза.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 306-307.

Понятие: