Мистика
МИСТИКА (от греч. mystikos - таинственный) средневековое - религиозно-философское направление, видевшее путь постижения бога не в логике и рассуждении (схоластика), а в иррациональном созерцании и чувстве. Мистика распадалась на ортодоксальную и еретическую. Первым средневековым философом мистического направления был И. Эриугена (9 век). Мистико-пантеистические учение Эриугены, исходившее из субстанциального единства божественного и человеческого разума (тем самым в сущности возвышавшее человеческий разум), находилось в непремиримом противоречии с католическим вероучением и было осуждено в 13 веке католической церковью как еретическое. В 12 веке с обострением классовой и идеологической борьбы (в связи с ростом городов) развивается ортодоксальная мистика как реакция против прогрессивного рационалистического течения в ранней схоластике, выражавшего сопротивление разума авторитету церкви. Ортодоксальная мистика стремилась к полному подчинению разума вере (Бернар Клервоский и представители Сен-Викторской школы, основаны специально для опровержения "мудрствований схоластов"). В 13-14 веках как протест средневекового бюргерства против духовной диктатуры церкви, освящавшей феодальный порядок, ширится оппозиционное, еретическое направление мистики, являвшееся одной из форм "революционной оппозиции феодализму" (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Еретической являлась и пантеистическая немецкая мистика (Экхарт, И. Таулер), искавшая пути познания в слиянии души с богом в результате индивидуальных усилий личности, что вело к мысли о ненужности сложной церковной организации и культа для "спасения" верующего. Кроме того, она признавала также самостоятельную (хотя и вторичную) ценность светской деятельности человека. Наиболее радикальным было хилиастическое направление в мистике, связанное с крестьянско-плебейскими еретическими движениями. Родоначальником средневекового хилиазма в мистике был Иоахим Флорский (12 век), идеи которого получили открыто антифеодальное истолкование у Дольчино (14 век). Табориты развернули хилиастические идеи в открыто-революционную программу. Энгельс отмечал, что "средневековые мистики, мечтавшие о близком наступлении тысячелетнего царства, сознавали уже несправедливость классовых противоположностей" (там же, т. 20, с. 160-61). С хилиастическим направлением мистики связаны были плебейские ереси эпохи Реформации (например, анабаптисты), они оказали значительное влияние и на формирование взглядов Т. Мюнцера. Мистика была широко представлена не только на Западе, но и на Востоке. В мусульманских странах наиболее влиятельным мистическим направлением был суфизм.
С. М. Стам. Саратов.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.
Литература:
Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; его же, К истории первоначального христианства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22; его же, Естествознание в мире духов, в его кн.: Диалектика природы, М., 1955; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; Вертеловский А., Зап. ср.-век. мистика и отношение ее к католичеству, X., 1888; Сидорова Н. A., Очерки по истории ранней гор. культуры во Франции, М., 1953; Смирин М. M., Нар. реформация т. Мюнцера и Великая Крестьянская война, 2 изд., М., 1955; Трахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. ср.-век. философии, М., 1957; Preger W., Geschichte der deutschen Mystik im Mittelalter, Bd 1-3, Lpz. 1893; Büttner Th., Werner E., Circumcellionen und Adamiten, В., 1959; Kalivoda R., Husitská ideologie, Praha, 1961.