Индивидуализм (Кузнецов)

ИНДИВИДУАЛИЗМ - понятие, обозначающее признание приоритета интереса индивида над коллективным или институциональным интересом, а также признание блага индивида, его свободы и развития его личности в качестве высшей цели, по отношению к которой социальные институты и группы являются средством или условием ее достижения. Как жизненная позиция и мировоззрение, И. возникает в результате осознания себя индивидом как существа автономного и самоопределяющегося в отношении природы, божества, сообщества и др. Идеи И. высказывались начиная с Демокрита и софистов; в сократовском тезисе о нравственном достоинстве разумной жизни предполагалась рациональная определенность индивида. Однако как социально-нравственный феномен И. получает распространение в эпоху эллинизма. Согласно стоикам, личное благо индивида определяется не ценностями и установлениями полиса или общины, но законами природы. Однако в период средневековья человек предстает индивидуальным лишь в отношении Бога; его решения и действия в миру предопределены его сословным статусом.

Эти представления сохраняются и идеологами Реформации, указывавшими на рав- нодостоинство всех людей перед Богом. Бог предстает доступным каждому индивиду не-посредственно (а не через Церковь). Протестантская этика оправдывает человека в его овладении природой и в его могуществе над природой. Преданность Богу и самостоятельность в принятии решения сами по себе становятся достаточным основанием для нравственной корректности действий, в том числе тех, которые направлены к материальному благополучию. Именно в этом, в частности, М. Вебер увидел проявление духа капитализма. С расцветом капиталистических отношений, давших простор свободе частной инициативы, связано развитие И., получившего обоснование в философско-этических учениях Т. Гоббса, Дж. Локка, А. Смита, Ж.-Ж. Руссо, К. Гельвеция, Б. Франклина как идеология, противостоящая феодальному абсолютизму и сословному корпоративизму. В теориях общественного договора подчеркивался приоритет индивида по отношению к социальным структурам и государству. В экономической теории И. получил выражение в тезисе А. Смита о том, что отсутствие государственного регулирования хозяйства ведет к увеличению индивидуального благосостояния. В просветительской и постпросветительской мысли формулируется идея (с наибольшей полнотой выраженная в утилитаризме) о том, что противоречия между общими и индивидуальными интересами снимаются в условиях такого социального порядка, при котором удовлетворение общих интересов осуществляется индивидами, сориентированными в своей деятельности на реализацию частных интересов (Дж. Бентам, Дж.С. Милль). В моральной философии и теории права (Ф. Хатчесон, Р. Прайс, И. Кант) личностная определенность и вменяемость индивида выводятся из его автономии и способности к универсализуемым суждениям.

На рубеже XVIII и XIX вв., по-видимому, и возникает термин «И.», обозначающий спокойное и взвешенное стремление человека как гражданина к автономии. Как проявление раннебуржуазного мировоззрения, И. провозглашал свободу индивида от всех форм внешнего давления и тем самым очерчивал психологическую и нравственную основу его суверенности.

В отличие от эгоизма смысл И. заключается в том, что человек в своих мотивах, решениях и действиях ориентируется на самого себя. В этом плане И. противостоит коллективизму и конформизму. Так что в нормативном и ценностном отношении И. амбивалентен и может проявляться различным

образом: как эгоизм, анархизм, так и альтруизм. В определенных условиях (например, свободного рынка) И. может проявляться как ориентация на достижение практического успеха и выступать своеобразной апологией частного интереса. В этой форме И. стал предметом разнообразной критики, главным образом с точки зрения положения о том, что человек является продуктом социальных отношений {марксизм), обычаев и нравственной культуры (коммунитаризм).

В общественно-политических движениях XIX — первой половины XX в. И. нередко сочетался с идеями уравнительности. Развитие капиталистических корпораций приводит к кризису И.: требования корпоративной лояльности приходят в столкновение с тра-дициями И. Вместе с тем И. получает новое дыхание, с одной стороны, в либертарианстве, а с другой стороны, в различных гражданских движениях.

В социально-экономической теории XX в. получил развитие «методологический И.», в соответствии с которым все социальные изменения коренятся в деятельности индивидов. Методологическому И. противостоит методологический холизм, в соответствии с которым все социальные изменения рас-сматриваются как результат действия обще-ственных механизмов.

Литература:

Токвиль де А. Демократия в Америке. М., 1992;

Clarke Р.В.. Norman E.R. Individualism / Dictionary of Ethics, Theology and Society. L.: N.Y., 1996. P. 474-479.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 195-196.