Возрастные кризисы
ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ (от греч. krisis — решение, исход). Феномены психического развития, которые в рамках теории Л. С. Выготского трактуются как нормальные (нормативные) переходы в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. Возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития ребенка. Во внешнем поведении возрастные кризисы обнаруживаются как непослушание, упрямство, негативизм. По времени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как: кризис новорожденности (до 1 месяца), кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11-12 лет) и юношеский кризис. Схожую во многих отношениях позицию по вопросу возрастных кризисов занимает Э. Эриксон (Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, 1996; Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Изд. группа «Прогресс», 1996). В его теории психосоциального развития постулируется, что каждый человек в течение жизни проходит через восемь кризисов (конфликтов), за счет разрешения которых может достигаться более высокий уровень адаптации к окружающему миру, прежде всего к социуму. Ситуация кризиса для каждого возраста имеет свою собственную специфику и предстает перед индивидом в виде главного вопроса. Это такие вопросы, как: «Можно ли доверять миру?» (решается в возрасте до 1 года); «Можно ли управлять собственным поведением?» (от 2 до З лет); «Можно ли быть независимым от родителей?» (от 4 до 5 лет); «Можно ли стать умелым?» (от 6 до 11 лет); «Можно ли отстаивать собственные взгляды?» (от 12 до 18 лет); «Можно ли полностью отдать себя другому человеку?» (во время ранней взрослости); «Что останется будущим поколениям?» (на стадии взрослости); «Можно ли быть довольным прожитой жизнью?» (на стадии зрелости). То, как индивид разрешает конфликт в одном возрасте, существенным образом влияет на то, как он подойдет к решению конфликтов следующего возраста; в частности, успешное разрешение благоприятствует адекватному поведению в будущих ситуациях.
Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 103-104.
Литература:
Эльконин Д. В. Детская психология. М., 1960; Фельдштейн Д. И. Трудный подросток. 1972; Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М„ 1982-1984; Раттер М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987.