Теория профессиональных интересов Роу

ТЕОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОУ (от греч. theoria - исследование, лат. profiteer — объявляю своим делом и interest — важно). Психоаналитическая модель развития интересов, разработанная Э. Роу. В этой теории выделяются два основных фактора: ориентация индивида на теоретическую или практическую работу и, соответственно, на высокий или низкий уровень образования; ориентация индивида или на людей, или не на людей, что обусловлено опытом удовлетворения или фрустрации потребностей ребенка (в зависимости от климата в семье). Определяющими в процессе генезиса интересов признаются, во-первых, потребность ребенка в человеческом тепле и, во-вторых, его защитные реакции на чрезмерный контроль со стороны взрослых или другие формы самоутверждения. Всего выделяется 6 типов стратегий воспитания: любящая, попустительская, малозаботливая, враждебная, сверхтребовательная, сверхопекающая. При теплой семейной атмосфере формируется ориентация на людей, при враждебной — не на людей. Но при реакции защиты ребенка от излишнего контроля родителей возможно формирование у него компенсаторной ориентации. В частности, утверждается, что выбор сферы науки вероятен при защите ребенка от холодности и от сверхконтроля родителей. На основе этой модели Э. Роу дает классификацию профессий: услуги (психиатр, терапевт, парикмахер, официант); контакты в учреждении (консультант, продавец, уличный торговец); офисная работа (министр, ревизор, кассир, курьер); технологии (изобретатель, офицер корабля, летчик, электрик, водопроводчик); работа на открытом воздухе (инженер-агроном, геолог, фермер, лесник, садовник, лесоруб); наука (исследователь, фармацевт, лаборант); работа с общественностью (оратор, учитель, юрист); искусство (художник, декоратор, ювелир).

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 587.

Литература:

Roe A. The Psycho-logy of Occupations. N. Y., 1956; Roe A. Early differentiation of interests // (Ed.) Taylor C. W. The Second Research Conference on the Identifying of Creative Scientific Talent. Salt Lake City, 1958.

Понятие: