Фокус-группа

ФОКУС-ГРУППА (от лат. focus - очаг). Небольшая и относительно однородная группа людей, собранных для коллективного обсуждения некоторой темы, интересующей исследователя. Проведение фокус-группы выступает одной из форм беседы, когда тема определена достаточно строго, но есть необходимость учета общественного мнения. В большинстве случаев группы включают в себя от 8 до 12 человек участников. Респонденты отбираются так, чтобы группы были однородными, включая восприятие действительности, опыт и способность к разговору. Группа работает под управлением ведущего (модератора), который старается следовать примерному плану дискуссии, одновременно отмечая комментарии, сделанные каждым участником в ходе обсуждения. В результате проведения фокус-группы открывается возможность выдвижения гипотез, которые в дальнейшем могут быть проверены количественно. Время работы в группе — от полутора до двух часов. Использование фокус-групп предполагает про-хождение ряда предварительных мероприятий. Это: формулировка проблемы и гипотез, построение выборки, обучение и подготовка ведущих, разработка и апробация плана работы, разработка вопросов, набор респондентов, реальное проведение группы, анализ, интерпретация данных и представление результатов.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 640.

Литература:

Белановский С. А. Метод фокус-групп. М., 1996; Богомолова Н. Н., Фоломеева Т. В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования. М., 1997; Богомолова Н. Н., Мельникова О. Т., Фоломеева Т. В. Фокус-группы как качественный метод в прикладных социально-психологических исследованиях // Введение в практическую социальную психологию. М., 1994; Дмитриева Е. В. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М., 1998.