Гуманизм в узком смысле

ГУМАНИЗМ в узком, конкретно-историческом смысле, гуманизм Возрождения — культурное движение, прежде всего в Италии (особенно во Флоренции) середины 14 — середины 16 веков, восходящее к Ф. Петрарке; с конца 15 века перешло в Германию, Францию, отчасти Англию и другие страны, создав европейскую «республику учёных». Исторической почвой возникновения гуманизма, как и Возрождения в целом, послужили расцвет городов, экономия, и социальные сдвиги ранне-буржуазной эпохи, зарождение нового человека и потребность в его сознательном самоутверждении и воспитании. Называя себя «мудрецами» или «ораторами», итальянские гуманисты обозначали свои занятия как «studia humanitatis» («познание вещей, которые относятся к жизни и нравам и которые совершенствуют и украшают человека», Л. Бруни); в конце 15 века появилось само слово «гуманист». Термин «гуманизм» был введён немецким педагогом Ф. Нитхаммером (1808); после труда Г. Фойхта «Возрождение классической древности и первый век гуманизма» («Die Wiederbelebung des classischen Alterthums ...», 1859) в науке началось обсуждение исторического содержания и пределов этого понятия.

Ранний, так называемый этико-филологический или гражданский, гуманизм в Италии (от Салутати до Л. Баллы и Л. Б. Альберта, конец 14 — середина 15 веков) возник в связи с изучением и преподаванием риторики, грамматики, поэзии, истории и моральной философии на основе классической греко-латинской образованности, в противовес излюбленным темам и методам средневековой схоластики. Гуманистическая «словесность» позволила выработать новое мировоззрение, проникнутое критицизмом, светскостью и впервые возникшим пониманием исторической дистанции по отношению к античности. Прекрасное и чистое «слово» понималось как «знание» и «добродетель» (virtus), как воплощение универсальной и божественной человеческой природы, как её гармонический этос и инструмент практической деятельности человека в кругу друзей, семьи и родной общины (идеал homo civilis). Центральная идея гуманизма — актуализация через гуманистические занятия возможностей, заложенных в индивиде, всесторонняя культивация его «достоинства». Для мышления гуманистов характерно рядоположение самых разных духовных позиций в процессе принципиально незавершаемого внутреннего диалога. С последней трети 15 века гуманистические интересы перемещаются в теологию, натурфилософию, естествознание, что означало раскрепощение традиционных сфер культуры, но одновременно вело к утрате некоторых особенностей и достижений раннего гуманизма, к более сложному взаимодействию со средневековым наследием (флорентийский неоплатонизм Фичино, нео-аристотелизм Помпонацци и т. п.). За пределами Италии гуманизм переживает новый взлёт (Эразм Роттердамский, Т. Мор, И. Рейхлин), вступая в теснейшую связь с социально-религиозными конфликтами 16 века (Реформация) и переплетаясь с проблемой культурного самоопределения западноевропейских наций.

Л.   М. Боткин.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература: 

Коpелин М. С., Ранний итал. Г. и его историография, т. 1—4, СПБ, 1914; Pевякина Н. В., Проблемы человека в итал. Г. 2-й пол. 14 — 1-й пол. 15 вв., М., 1977; Горфункель А. X., Г. и натурфилософия итальянского Возрождения, М., 1977; Осиновский И. П., Томас Мор: утопический коммунизм, гуманизм, реформация, М., 1978; Баткин Л. М., Итал. гуманисты: стиль жизни и стиль мышления, М., 1978; Saitta G., II pen-siero italiano nell'Umanesimo e nel Rinascimento, v. l—3, Bologna, 1949—51: Kristeller P. O., Renaissance thought: the classic, scholastic and humanistic strains, N. Y., 1961; Bush D., The Renaissance and English humanism. Toronto, 1962; Newald R., Probleme und Gestalten des deutschen Humanismus, В., 1Я63; Garin E., L'umanesimo italiano. Filosofia a vita civile nel Rinascimento, Roma — Bari, 1970.

Понятие: