Брахманизм (Чанышев, 1981)

БРАХМАНИЗМ. Третий слой арийского мифологического мировоззрения отражен во втором упомянутом выше слое ведийской литературы, — в Брахманах. Каждая веда имела свои Брахманы. Одна из наиболее значительных Брахман — Шатапатха («Сто путей»). В ней есть элементы предфилософии. Но в основном Брахманы — описания религиозного ритуала. Это уже время арийских раннеклассовых государств «века бронзы», торжества брахманов и начала борьбы с ними кшатриев за идеологическую гегемонию. По пока что брахманы главенствовали. Они усложнили ритуал, а тем самым монополизировали его исполнение. Жертвенный обряд совершали четыре жреца. Один взывал к богам, произнося гимны Ригведы, другой сопровождал совершение жертвы пением из Самаведы, третий исполнял необходимые для обряда действия и произносил формулы Яджурведы, четвертый наблюдал за всей церемонией и исправлял ошибки первых трех жрецов-брахманов. Жертвоприношения были обильные и кровавые. От человеческих жертвоприношений к этому времени уже отказались, но убивали множество животных. Особое значение имел обряд принесения в жертву коня — ашвамедха.

Брахманы создали новую религию — брахманизм, верховный бог которого Брахма (Брахман). Он не имел корней ни в ведийской мифологии, ни в народном сознании. Впервые он упомянут в позднейшей Веде — в Атхарваведе. Эпитеты Брахмы — «самосущий», «владыка, дающий счастье» и др. Культ Брахмы так и не получил широкого распространения в Индии. Но Брахма — лишь первое лицо в брахманистской троице. Два других — Вишну и Шива. Брахма — бог-творец, Вишну — бог-хранитель, Шива — бог-разрушитель. Эта троица вытеснила старую троицу Индры, Агни и Сурьи, превратившихся в статистов в пантеоне брахманизма. Старые боги представлялись теперь как разные воплощения Брахмы, Вишны и Шивы. Далее Вишну и Шиву заслонили Брахму, и брахманизм распадается на шиваизм и вишнуизм. Главное божество вишнуизма — это даже не Вишну, а его воплощение — Кришна (черный). Ныне брахманизм в форме индуизма — господствующая религия в Индии.

С именем Брахмы (Брахмана) связаны космологические, космогонические и социальные мифы.           

Цитируется по изд.: Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981, с. 60-61.

Понятие: