Джихад (РИЭ, 2018)

Джихад (арабское «рвение», «старание») — обязательство верующего мусульманина подвизаться «на пути Божием» ради конечного торжества ислама. Основано на ряде предписаний Корана и сунны, неоднозначно интерпретируемых в толкованиях (тафсир) и хадисоведении. Различные суры, в зависимости от хронологического (до и после хиджры) и ситуативного (мекканские и мединские) контекста, по-разному трактуют применение насилия в отношении врагов религии — от советов избегать открытых столкновений, обращаясь к «мудрости и благому увещанию», до дозволения при необходимости правомерной обороны и далее — до призывов в ходе боевых действий нападать на враждебных немусульман везде и повсеместно (порой даже не считаясь с запретом на кровопролитие в священные месяцы доисламских арабов). Учение о джихаде сформировалось еще при жизни пророка Мухаммеда и получило развитие сначала в VII—X веках в связи с военной активностью Халифата, затем по мере дальнейшей эволюции мусульманских обществ (в частности, тюркских завоеваний в Средиземноморье и на полуострове Индостан в XI—XIV веках). Рассматривая участие в джихаде как обязанность каждого правоспособного мусульманина, законоведы (факихи) расходились в определении ее как дополнительной или непреложной. Отталкиваясь от высказывания Мухаммада, противопоставлявшего «малый джихад» (ратные труды) «великому джихаду» (преодолению греховных побуждений), суфизм дал джихаду мистико-аскетическое истолкование,  а шариат выделил «джихад сердца» (внутреннее самосовершенствование), «джихад языка» (устное убеждение и утверждение единобожия) и «джихад руки» (силовое пресечение правонарушений и преступлений против нравственности), наряду с «джихадом меча» (вооруженная борьба с «неверующими»-кафирами. Природа последнего понималась также по-разному — от оборонительных действий в защиту ислама (точка зрения, восходящая к законоведу середины VIII века Суфьяну ас-Саури и последовательно отстаивавшаяся впоследствии бабизмом, бахаизмом и ахмадие) до наступательной войны во имя его всемирного господства. Канонические нормы джихада в суннизме отразились в юридической и исторической литературе эпохи Аббасидов. Джихад мог предприниматься как против разбойников, «насильников», вероотступников, так и прежде всего против «неверующих», не признающих власти верующих (уммы). Неоднократный отказ в требовании (буквально «приглашении» — да'ва) принять ислам или покориться, приняв статус зимми, или несоблюдение принятых на себя обязательств зимми (уплаты джизьи и т. п.) расценивались как повод к объявлению имамом (в частности — халифом) джихада, к участию в котором привлекались все совершеннолетние мужчины, за исключением больных физически или психически, подневольных, не имеющих средств на военное снаряжение, должников (без разрешения заимодавцев), а также улама. В ходе джихада возбранялось убийство женщин, детей и всех, кто не оказывал мусульманам открытого сопротивления; военнопленных имам имел право казнить, освободить за выкуп или продать в рабство, но не пытать; относительно уничтожения имущества противника (вырубки насаждений, разрушения строений и пр.) единства мнений не было.

Принудительное обращение «людей писания» — иудеев и христиан, как правило, не предполагалось, но могло касаться «многобожников». Погибшие в джихаде считались «мучениками» (шахидами), которые окажутся в раю, не представая на Страшным суде. Джихауд могли положить конец только победа (фатх) или перемирие (сулх); в остальных случаях джихад трактовался как нормальное состояние отношений между «обителью ислама» (дар ал-ислам) и «обителью войны» (дар ал-харб), хотя на практике дипломатические контакты со «странами неверия» могли выстраиваться и без учета этой теории.

При важной роли джихада в деле социальной и идейной консолидации мусульманского сообщества, его насильственные формы (имеющие те или иные соответствия в иудаизме, христианстве и зороастризме) обусловлены представлением об исключительности «общины Мухаммада». Одной из них является газават — экспедиции с целью ослабления противника и захвата добычи. Корни его восходят к набеговой активности бедуинов Аравии, изначально не имевшей религиозной санкции, но постепенно интегрировавшейся в военную доктрину шариата: «житие» (сира) Пророка хронологически делит его деятельность по рубежу 1-го года хиджры (622/3) на «послание» (мабас) и «походы» (магази), в первую очередь против языческой Мекки.

В XIX—XX веках концепция джихада часто служила не только религиозной санкцией отпора европейской экспансии и вестернизации (Кавказские войны, восстание Махдистов в Судане, Иракское восстание 1920 года, антисоветские «басмачество» и «мюридизм», сопротивление итало-фашистской колонизации в Ливии в 1920—1930-х годах, борьба против британского протектората над Оманом в 1940—1950-х годах и т. д.), но и инструментом пропаганды тех или иных западных держав в их противоборстве на Ближнем и Среднем Востоке (Германия против Антанты и союзников в арабском мире в Первой и Второй мировых войнах, США против СССР в Афганистане в 1980-х годах. В XXI веке идеологический комплекс известный как «джихадизм», в  разных изводах взят на вооружение целым рядом экстремистских и террористических группировок (запрещенные в РФ «Аль-Каида», Исламское государство и др.).

Т. K. Кораев.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 6. М., 2018, с. 13-15.

Понятие: