Алхимия (Сюами, 2016)

Упоминание тайных исследований неминуемо ведет нас к теме алхимии, относящейся как к сфере науки, так и к теме литературы. Всего лишь очень ограниченный круг людей принимал участие в попытке превратить свинец — или любой другой металл — в золото. На инструменты, горючее и материалы уходили огромные средства, работа была очень утомительной и проходила во вредных для здоровья условиях — и все это лишь для того, чтобы в очередной раз потерпеть неудачу. В конце концов и сами приверженцы тайного братства алхимиков были вынуждены отказаться от своей мечты. Однако настойчивость алхимиков на пути к заветной цели может пролить свет на представление человека елизаветинской эпохи о мире. В основе алхимии лежало старинное учение, согласно которому все земные субстанции происходят из одного вещества — первоматерии (prima materia). Если природа смогла превратить эту материю в бесконечное число производных продуктов, то и человек должен быть способен сделать то же самое. Золото, получить которое люди стремились больше всего, — это металл, а все металлы произошли от первоматерии, а также обладают одним важным свойством: они плавятся. Природа создала множество веществ, используя процесс плавления. Таким образом, обещалось в древних эзотерических книгах и рукописях, должен существовать способ инициировать процесс, который приведет к образованию золота. При плавке к свинцу следовало добавить вещества, которые сейчас мы бы назвали катализаторами. Самая знаменитая из этих мифических «добавок» известна под названием философского камня. Непонятно, что именно этот камень собой представляет, ведь никто никогда его не видел. Возможно, что во время процедуры следовало также произносить ритуальные, то есть магические слова. Часть населения поверила в связь между наукой и магией, прежде всего черной магией, ведь в мастерских, где эти «чудотворцы» занимались своими странными делами, прятался «адский» огонь.

С одной стороны, алхимию можно считать одним из доказательств доверчивости масс, однако, с другой стороны, у многих людей деятельность алхимиков вызвала недоверие и побуждала их критически относиться ко всему, что они видели и слышали. Среди алхимиков, или людей, себя таковыми называвших, было немало мошенников, наживавшихся на наивности людей и на их жажде выгоды. Для того, чтобы «получить» золото, необходимо было сначала иметь золото; для того, чтобы обеспечить работу алхимической лаборатории, необходимо было предварительное финансирование. Поэтому немало «алхимиков» обманывали простачков, обещая им выгоду, в десять раз превышающую вложенный капитал. Инсценировав алхимический процесс, шарлатаны выдавали «вкладчику» часть его золотых монет в виде слитка, еще горячего и незастывшего, в качестве доказательства успеха предприятия. Поверив мнимым алхимикам, их «спонсоры» начинали давать им все больше и больше денег, пока в один прекрасный день мошенники не исчезали.

Сама королева Елизавета стала жертвой такого рода мошенничества. Ее советником по оккультным наукам был знаменитый Джон Ди — человек по-настоящему эрудированный и образованный, однако утверждавший, что он владеет тайными знаниями. В 1565 г. он представил королеве некоего месье де Ланнуа — французского гугенота, который, под псевдонимом Корнелий Альветан, посвятил ей латинский трактат, озаглавленный «Об изготовлении божественного эликсира, или философского камня» (De conficiendo divine elixire sive lapidephilosophorum). Слово «эликсир» следует тут понимать в его изначальном значении. Это слово было заимствовано из арабского и означало «квинтэссенция», а также «философский камень». Автор трактата обещал выплачивать королеве эквивалент 50 000 марок чистым золотом в обмен на предоставление помещения и подъемных денег для его предприятия. Вполне возможно, что он искренне верил в свои силы, ведь зачастую шарлатаны сами первыми оказываются жертвами своего обмана. Предприятие месье Ланнуа с треском провалилось, и он был заточен в лондонский Тауэр. Все чаще и чаще к алхимии относились с недоверием, а то и с насмешкой.

Сюами А. Елизаветинская Англия / Анри Сюами. – М.: Вече, 2016,  с. 219-221.

Tags: 
Понятие: