Анабаптисты (РИЭ, 2015)

АНАБАПТИСТЫ (от греч. άναβαπ-τίζω — «перекрещиваю») — религиозное течение в христианстве, появившееся в Германии и Швейцарии XVI в. в результате Реформации. Основную массу последователей составляли радикально настроенные городские низы и бедные слои крестьянства. Предшественниками А. были религиозно-мистические секты, в частности «Пророки из Цвиккау» (1521–1522) — группа городской бедноты, возглавляемая ткачом Н. Шторхом, студентом М. Штюбнером и ремесленником Т. Дрехзелем. «Пророки» выступали с резкой критикой книжной теологической учености, подчеркивали роль «живого Бога» и посылаемого Господом внутреннего откровения. Осуждали привилегии духовенства, проповедовали равенство «сынов Божьих». Важным религиозным постулатом «Пророков» стал призыв к отказу от крещения детей, неспособных сознательно прийти к вере.

Анабаптисты использовали и развили многие идеи «Пророков из Цвиккау». Они отрицали крещение детей, требовали вторичного, осознанного крещения людей в зрелом возрасте, верили в установление тысячелетнего «царства Христова» на земле, выступали против церковных таинств, икон, отказывались от уплаты налогов, проповедовали всеобщее равенство и призывали к обобществлению имущества, отрицали церковь как институт, были противниками духовенства. Немецкие анабаптисты нашли поддержку у Т. Мюнцера и принимали активное участие в Крестьянской войне в Германии 1524–1526 годов. Швейцарские А. (К. Гребель, Ф. Манц) также выступали организаторами вооруженных восстаний, однако их идеи отличались большей умеренностью. После поражения Крестьянской войны анабаптисты подверглись жестоким гонениям как со стороны католиков, так и со стороны протестантов, но движение продолжало существовать. Главный программный документ анабаптистов — так называемое Шляйтхаймское вероисповедание, составленное М. Заттлером и первоначально называвшееся «Братское объединение некоторых детей Божьих». Заттлер проповедовал крещение только сознательно уверовавших взрослых, отказ от общения с «впавшими в грех» и от мирских клятв, неприятие всякой связанной с насилием государственной службы, убеждение в нечестивости любой государственной церкви, предлагал выбирать пасторов из благочестивых мирян и осуществлять символическое причастие хлебопреломлением как воспоминание о жертве Христа. В 1530-е годы основными центрами анабаптистов были Вестфалия и Нидерланды. В Вестфалии анабаптисты с 23.02.1534 по 25.06.1535 год удерживали власть в Мюнстере (см. Мюнстерская коммуна). Их вождь, Иоганн Лейденский, выступал за применение силы для борьбы со злом и установление «царства Христова», призывал к уравнительству и обновлению морали. После поражения Мюнстерской коммуны движение анабаптистов распалось на многочисленные секты, наиболее значительной из которых стали меннониты.

А. В. Лазарева.

Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 384.

Сочинения:

Schleitheimer Bekenntnis 1533 // Quellen zur Geschichte der Täufer in der Schweiz / hg. von H. Fast. Zürich, 1973. Bd. 2.

Литература:

Дик К. Д. Радикальная реформация: история возникновения и развития анабаптизма. М., 1995; Некрасов Ю. К. Реформа или революция? Реформация и Крестьянская война в германских землях XVI в. Вологда, 1998; Goertz H.-J. Die Täufer:Geschichte und Deutung. München, 1988; Leu U. B. Die Zürcher Täufer: 1525–1700. Zürich, 2007.

Понятие: