Групповая динамика

ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА, область социальной психологии, исследующая совокупность психологических процессов, происходящих в малых группах.

Первоначально термин употреблялся для обозначения школы, созданной немецким психологом Левиным («Центр групповой динамики» в Массачусетсском технологическом институте). Исследования школы базировались на так называемой теории поля, согласно которой индивид в группе рассматривался как бы в определенном психологическом «поле», где действуют силы притяжения и отталкивания. Идея связи индивида с группой, с групповыми процессами является продуктивной, хотя сведение всех связей только к «психологическому полю» не позволяет выявить действительные социальное содержание отношений людей в малых группах.

В школе Левина была разработана система методов, позволяющих изучать процессы в условиях лабораторного эксперимента, получать важные факты об образовании малых групп, их сплочённости, выдвижении лидеров в группах, принятии групповых решений и т. п.

В советской социальной психологии термин «групповая динамика» употребляется также как наименование всей совокупности групповых процессов. При этом малая группа изучается как единица в системе общественных отношений, общественного разделения труда, как субъект социальной деятельности. Групповая сплочённость, лидерство и другие процессы интерпретируются в контексте совместной деятельности людей в группах. Так, групповая сплочённость рассматривается не просто как результат действия «сил притяжения», но как единство ценностных ориентации членов группы относительно предмета и целей общей деятельности и развитие на этой основе чувства удовлетворённости не самим по себе «пребыванием» в данной группе, но активной деятельностью в ней. Такой подход позволил существенно дополнить характеристику динамических процессов в группе изучением процесса её развития, превращения в коллектив.

Произошло и существенное обогащение методов исследования групповой динамики, в частности переориентация исследований с лабораторного эксперимента на изучение реальных социальных групп. Такие исследования имеют важное прикладное значение (изучение групповых процессов в рабочих бригадах, коллективах учреждений, школьных классах, студенческих группах и т. д.).

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература: 

Андреева Г. М., Богомоловa Η. Η., Πетpовская Л. А., Современная социальная психология на Западе, М., 1978; Социальная психология, М., 1979; Психологическая теория коллектива, М., 1979; Донцов А. И., Проблемы групповой сплоченности, М., 1979.