Археография в России: зарождение и развитие

Зарождение и развитие публикаторских навыков в России происходило в 12-17 веках (использование документов в летописании, составление копийных книг актов и др.). Возникновение археографии как научной дисциплины, вызванное потребностями исторической науки, относится к 1-й половине 18 века и связано с деятельностью В. Н. Татищева, который в 30-х годах 18 века подготовил первые публикации «Русской правды» и Судебника 1550 года (изданы посмертно), стоявшие на уровне научных требований своего времени (имели предисловия с изложением истории памятников и исторические комментарии к их содержанию). В «Истории Российской с самых древнейших времен» Татищев впервые широко использовал русские летописи, по существу опубликовав многое из них. Во 2-й половине 18 века Академия наук приступила к публикации летописей. В 1767 году были изданы Кёнигсбергская (Радзивилловская) и Никоновская летописи. Первую подготовил И. Барков, вторую - А.-Л. Шлецер и С. Башилов. Как и Татищев, Барков критически подошел к тексту летописи, привел к отдельным местам ее разночтения из других летописей, оговорив это в подстрочных примечаниях, дал объяснения древних слов, составил указатель имен, географических названий, предметов. Серьезным недостатком его издания было наличие купюр текста без соответстветсвующих примечаний. Шлецер сохранял, не оговаривая, ошибки и описки писцов рукописи, не давал комментариев к неясным местам. Это значительно затрудняло чтение и понимание летописи. Методы издания источникгв Шлецером были подвергнуты критике П. М. Строевым, К. Ф. Калайдовичем и др.

Н. И. Новиков в «Древней Российской Вивлиофике» (т. 1-10, СПБ, 1773-75; 2 изд., т. 1-20, М., 1788-91) опубликовал большое количество новых документов: летописи, духовные и договорные грамоты князей, материалы посольств и др. Новиков первый сравнительно полно и четко сформулировал научные требования к публикацииисточников: точная передача текста, комментирование неясных мест, перевод старого летосчисления на новое, составление редакционного заголовка, обозначение отточиями пропусков и непрочитанных мест в тексте, составление легенды с указанием местонахождения и внешнего вида документа, а также составление алфавитного указателя на документы каждого сборника. Однако все эти положения Новиков не смог реализовать в своих изданиях, но они легли в основу дальнейшего развития археографии. Более полно применил их на практике И. И. Голиков, опубликовавший в «Деяниях Петра Великого» (т. 1-12, М., 1788-89) и «Дополнениях» к ним (т. 1-18, М., 1790-97) много документов.

Собирание и издание исторических источников усилились после Отечественной войны 1812 года, сыгравшей крупную роль в формировании национального самосознания и в повышении интереса к прошлому страны. Большое значение для развития археографии имела деятельность Общества истории и древностей Российских при Московском университете (основано в 1804 года), Комиссии печатания государственных грамот и договоров (основана в 1811 году), Археографической комиссии (основана в 1834 году). Расширился круг издаваемых источников, ставился вопрос о создании правил издания отдельных групп документов. Многотомные издания стали основным видом публикаций. При этом главное внимание уделялось сбору и публикации таких исторических источников, которые должны были возвеличить самодержавие, дворянство, православную церковь.

Во 2-й половине 19 века в развитии археографии видную роль сыграло Русское историческое общество (основано в 1866 году), издававшее документы главным образом 18 - начала 19 веков, по преимуществу отвечавшие политическим интересам царизма. Публикация этих документов содействовала развитию официальной дворянско-буржуазной историографии. В середине 19 века начали публикации источников Археографические комиссии в Киеве, Тифлисе и Вильно, а с 80-х годов 19 века - Губернские ученые архивные комиссии. Продолжала издание источников Академия наук («Письма и бумаги Петра Великого», «Акты Московского государства» и др.), при которой для этих целей в 1903 году была создана Постоянная историческая комиссия. Усилилась публикаторская деятельность Центральных государственных архивов. Особенно ценны издания Московского архива Министерства юстиции («Материалы для истории города XVII и XVIII ст.» и др.), Московского архива Министерства иностранных дел («О сношениях России с Кавказом 1568-1613») и др. Много источников по военной истории издали Военно-ученый архив («Отечественная война 1812 года», «Сборник материалов по русско-турецкой войне 1877-1878 годов» и др.), Русское военное историческое общество (по истории Полтавской битвы, Отечественной войны 1812 года и др.). Документы публиковались также в «Чтениях в Обществе истории и древностей Российских при Московском университете», в журналах и газетах («Русский архив», «Русская старина» и др.).

Одновременно с ростом числа публикаций документов развивались и методы их издания. В 19 веке наметились основные приемы публикации летописей (классификация летописных списков на разряды в зависимости от их происхождения, выбор для публикаций основного списка и подведение к нему вариантов из других списков, составление критических примечаний и др.). Опыт издания документальных источников до революции нашел наибольшее обобщение в «Правилах издания Сборника грамот Коллегии экономии» (1922 год; выработал А. С. Лаппо-Данилевский). Несмотря на некоторые недостатки (отсутствие указаний о необходимости исторического введения и реального комментария и др.), в них разработаны методы передачи текста (в зависимости от времени их происхождения), составления заголовков, указателей и т. д. Однако до Октябрьской революции не было создано ни одной обобщающей теоретические работы по археографии. Русское историческое общество не занималось специально разработкой методики публикации источников. Отсутствие единых научных требований приводило к тому, что в способах и методах публикаций даже однородных документов царили крайний разнобой и субъективизм. Слабо разрабатывались методологические вопросы о типах издания, отборе источников и др., вследствие чего многие публикации представляют собой довольно случайно подобранные коллекции самых различных по форме и содержанию материалов. В отборе документов и передаче текста сказывался, с одной стороны, буржуазный объективизм, с другой - откровенно классовый политический подход. Однако дореволюционные археографы ввели в научный оборот огромное количество источников, что имело большое значение в развитии исторической науки. Значительную роль в развитии археографии в 19 - начале 20 веков сыграла деятельность историков и археографов П. М. Строева, Я. И. Бередникова, Н. В. Калачова, А. А. Шахматова, Д. Я. Самоквасова, С. Б. Веселовского, Д. Ф. Масловского, А. З. Мышлаевского и др. Но дореволюц. археографы, будучи ограниченными дворянской, а затем буржуазной идеологией, почти совсем не публиковали материалов о классовой борьбе трудящихся, экономическом развитии России, революционном движении, по истории нерусских народов и т. п. Мало издавалось документов по истории нового и новейшего времени; в основном публиковались юридические памятники до 18 века.

И. А. Булыгин. Москва.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.

Понятие: