Этнос как система (Елишев, 2011)
Этнос в персистентном (цикличном, статичном, реликтовом) состоянии представляет собой этническую систему в состоянии гомеостаза – последней стадии этногенеза, при которой жизненный цикл этноса повторяется в каждом поколении без изменений. Такая этническая система находится в равновесии и гармонии с окружающим ландшафтом и не проявляет какой-либо активности в изменении своего окружения. «Новое поколение стремится повторить стереотипы поведения предшествовавшего»; на лицо – «циклическое исчисление времени»; происходит «консервация уже сложившихся социальных групп населения», при непререкаемом авторитете старших[37]. Наблюдается стремление ограничить прирост населения, «игнорирование чужих идей», недопущение иноземцев к своим культам, заимствование только техники[38]. К персистентному состоянию этносы приходят в результате завершения процесса этногенеза и в этом состоянии, практически ни сколько не изменяясь, они могут существовать достаточно долго. Достаточно сказать, что большинство современных этносов находятся в персистентном состоянии, окончив своё творческое и историческое развитие (например, народы крайнего Севера и Кавказа, финны). Продолжительность существования этносов в данном состоянии зависит от внешнего воздействия «стихийного» (природного) или антропогенного (человеческого) происхождения», так как в силу того, что этническая система пребывает в состоянии глубокой старости, она оказывается часто не в силах приспосабливаться к новым условиям.
Этнос в динамическом (творческом, историческом) состоянии представляет собой этническую систему, при которой вследствие «пассионарного толчка», происходит изменение присущих этническому полю ритмов и смена фаз этногенеза, следствием чего является активное преобразование этноландшафтной среды, а «нахождение в персистентном состоянии расценивается как «дикость», «застой», «неполноценность»» [39]. «Новое поколение стремиться быть непохожим на предшествовавшее»; возникает «стремление к расширению территории», ареалу обитания этноса, ведутся завоевательные войны; происходит «активное усвоение чужих идей; их использование или отторжение»; наблюдается тенденция к неограниченному росту рождаемости, прозелетизм и религиозная нетерпимость»; образуются новые социальные группы, на лицо – не циклическое, а линейное исчисление времени [40].
Этнос в динамическом состоянии не может пребывать вечно. Он может либо исчезнуть; либо по прошествии определённого цикла развития перейти в персистентное состояние.
Для характеристики динамического состояния этноса некоторые авторы используют и другие термины и категории. Например, в рамках своей историко-философской концепции А.Г. Дугин использует для обозначения динамического состояния этноса категорию «народ», вкладывая, правда, в неё свой особый смысл [41].
Рассматривая пассионарный толчок, как событие знаменующее рождение этноса, по аналогии с жизненными циклами отдельного человека, Л.Н. Гумилёв выводит ряд закономерностей в развитии и исчислении возраста этноса.
Сергей ЕЛИШЕВ. Основы национальной политики. (Определение дано в соответствии с мнением Л.Н. Гумилева.
О том, какие бывают этносы, читайте проект ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ.