Дунлинь

Минской империи] Обострилась также борьба между крупными феодалами и зажиточными городскими слоями, поддержанными прогрессивной частью шэньши. Эта борьба нашла своё отражение в создании организации Дунлинь и в её выступлениях против феодальных порядков.

Организация Дунлинь сложилась в конце XVI века. Её руководителем был крупный дворцовый чиновник и учёный Гу Сянь-чэн, ушедший в отставку из-за происков евнухов. Вернувшись к себе на родину в Уси, он стал читать лекции в местной академии «Дунлинь шуюань», критикуя методы управления страной, применявшиеся представителями феодальных клик. Поэтому Гу Сянь-чэна и его сторонников стали называть «дунлиньцами», «организацией Дунлинь».

Сторонники Дунлинь требовали предоставления более широких возможностей для частного предпринимательства в торговле и ремесленном производстве, а также смягчения феодальной эксплуатации (снижения налогов, освобождения крестьян от некоторых повинностей), борьбы с коррупцией чиновничества, наведения порядка в армии, усиления охраны границ и т. д.

Хотя организация Дунлинь была создана наиболее передовыми представителями шэньши, объективно она отражала интересы не только тех групп шэньши, которые были тесно связаны с рынком и городскими промыслами, но и купечества, владельцев крупных ремесленных мастерских и мануфактур. Иными словами, Дунлинь представляла оппозиционную группировку зажиточных городских слоев и связанных с ними шэньши.

Дунлинь активизировалась в XVII веке. В течение некоторого времени её сторонники получили возможность занимать крупные государственные посты. Но как только при дворе усиливались временщики-евнухи, Дунлинь подвергалась преследованию. Тяжёлые удары обрушились на сторонников этой организации в 20-х годах XVII века, когда власть в стране фактически находилась в руках евнуха Вэй Чжун-сяня. Многие из них были занесены в «чёрные списки», обвинены по ложным доносам и казнены.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том IV. М., 1958, с. 638-639.

Понятие: