Развитие общения в онтогенезе
РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ (от греч. genesis — происхождение, ontos — сущее). Процесс формирования человеческого общения на протяжении жизни индивида. Динамика. Это развитие происходит постепенно, начиная с реакций сосредоточения, возникающих у младенца в первые дни жизни при контактах с матерью (появление примерно на 4-й неделе жизни улыбки в ответ на ласку взрослого). К 4 месяцам у младенцев появляется целостная реакция — комплекс оживления. К концу первого года жизни у детей формируется общение, опосредованное предметными действиями в форме совместной игры и манипуляций. В дошкольном возрасте постепенное овладение речью позволяет ребенку все чаще выходить за пределы непосредственно воспринимаемых ситуаций, а к концу дошкольного возраста у детей появляется вне-ситуативное интимно-личностное общение. Общение ребенка со сверстниками возникает во втором полугодии первого года жизни. Общение со взрослыми служит основным средством овладения ребенком историческим опытом человечества. Особенно интенсивно ребенок развивается в подростковом возрасте, благодаря чему его сознание достигает качественно нового уровня развития.
Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 485.