Учредительное собрание (СИЭ, 1971)

УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ в России - представительное учреждение, созданное на основе всеобщего избирательного права, предназначенное в соответствии с буржуазными государственно-правовыми взглядами для установления формы правления и выработки конституции. Было избрано в ноябре-декабре 1917 года, собралось в январе 1918 года.

В России впервые требование созыва Учредительного собрания (Великого собора) выдвинули декабристы. Затем идея Учредительного собрания (Земского собора) пропагандировалась «Землей и волей» 1860-х годов и вошла в программные документы «Народной воли». В начале 20 века лозунг Учредительного собрания получил широкое распространение в политической борьбе против самодержавия. Первой включила его в свою программу (1903) РСДРП. В трудах В. И. Ленина идея Учредительного собрания подчинена задачам развития революции. Ленин считал, что «... в буржуазной республике Учредительное собрание является высшей формой демократизма...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 35, с. 162 (т. 26, с. 340)). В 1905 году большевики ставили созыв Учредительного собрания в зависимость от успеха вооруженного восстания и создания Временного революционного правительства. После свержения в феврале 1917 года самодержавия, в условиях перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую, Ленин в своих Апрельских тезисах определил государственную форму диктатуры пролетариата как республику Советов. По сравнению с ней парламентарная республика, которую могло бы провозгласить в тех условиях Учредительное собрание, стала бы шагом назад в политическом развитии России. Но лозунг Учредительного собрания не был отброшен большевиками, так как он был популярен среди широких, главным образом мелкобуржуазных, масс.

В апреле 1917 года Ленин писал, что созывать Учредительное собрание «надо и поскорее. Но гарантия его успеха и созыва одна: увеличение числа и укрепление силы Советов рабочих, солдатских, крестьянских и пр. депутатов; организация и вооружение рабочих масс - единственная гарантия» (там же, т. 31, с. 197 (т. 24, с. 75)). Мелкобуржуазные партии провозглашали созыв Учредительного собрания одним из основных своих требований и призывали не решать все важнейшие задачи революции до созыва Учредительного собрания. За Учредительное собрание высказались и кадеты, но на деле их тактика вела к долговременной отсрочке созыва Учредительного собрания.

Формально главной задачей Временного правительства считался созыв Учредительного собрания. Оно согласилось на выборы в Учредительное собрание с целью отвлечь массы от революционной борьбы, но затягивало подготовку к выборам. О созыве Учредительного собрания Временное правительство заявило в своей декларации 2(15) марта 1917 года. Созданное 13(26) марта Особое совещание по подготовке закона о выборах в Учредительное собрание начало свою работу только 25 мая (7 июня). В это совещание (председатель - кадет P. P. Кокошкин) входили представители различных политических партий (от большевиков - М. Ю. Козловский, а затем П. А. Красиков), Советов, общественных организаций национальных окраин, но в целом преобладали кадеты и примыкавшие к ним беспартийные интеллигенты. Совещание закончило свою работу в начале сентября. Временное правительство только 14(27) июня под влиянием Июньского кризиса 1917 года впервые объявило сроки: выборов - 17 (30) сентября, созыва Учредительного собрания - 30 сентября (13 октября) 1917 года. После июльских дней 1917 года в обстановке массовых репрессий против сил революции 9 (22) августа Временное правительство назначило выборы на 12(25) ноября и созыв Учредительного собрания на 28 ноября (11 декабря). Как отмечал В. И. Ленин, буржуазия боролась против созыва Учредительного собрания из-за боязни, что оно «... в современной России даст большинство крестьянам более левым, чем эсеры» (там же, т. 34, с. 35 (т. 25, с. 176)). Положение о выборах в Учредительное собрание утвержденное Временным правительством, предусматривало пропорциональную систему выборов, основанную на всеобщем избирательном праве. С 7 (20) августа 1917 года под председательством кадета Н. И. Авинова начались заседания Всероссийской по делам о выборах в Учредительное собрание комиссии (Всевыборы), задачами которой были техническая подготовка выборов и общее руководство их проведением. В сентябре приступили к составлению списков избирателей. Эту работу вели управы городских дум и земств, составившие ранее списки избирателей в органы местного самоуправления. В октябре были опубликованы кандидатские списки политических партий.

После Великой Октябрьской социалистической революции СНК постановлением от 27 октября (9 ноября) подтвердил дату выборов - 12 (25) ноября 1917 года. Из-за плохой подготовки выборов, саботажа контрреволюционеров и фактически начавшейся гражданской войны выборы были проведены в установленный срок только в 39 избирательных округах. В ряде мест выборы состоялись в конце ноября - в декабре, а в нескольких отдаленных округах - даже в начале 1918 года. В голосовании, по данным 65 округов, участвовало около 45 миллионов избирателей (всего было 79 округов и в них 90 миллионов избирателей). Из них 40,4% голосовали за эсеров, 24% - за большевиков, 4,7% - за кадетов, 2,6% - за меньшевиков, остальные - за националистические мелкобуржуазные и буржуазные партии и различные мелкие группы.

Формальные статистические итоги выборов далеко не полностью отражали действительное соотношение сил классов и партий в России, хотя эти итоги, писал В. И. Ленин, «... если уметь ими пользоваться, уметь их читать, показывают нам еще и еще раз основные истины марксистского учения о классовой борьбе» (там же, т. 40, с. 19 (т. 30, с. 246)). По ленинскому учению, рабочий класс и его партия воздействуют на непролетарские массы «...несравненно больше и во внепарламентской борьбе, чем в борьбе парламентской» (там же, т. 34, с. 219 (т. 26, с. 14)). Поэтому о настроении крестьянства точнее свидетельствовали его борьба за землю, многочисленные резолюции деревенских собраний и съездов крестьянских организаций, выражавшие поддержку политике Советской власти. Но в целом, как отмечал Ленин, широкие массы тогда еще не приобрели «...столь высокую сознательность, твердость характера, проницательность и широкий политический кругозор, чтобы иметь возможность одним голосованием решить..., без долгого опыта борьбы, что они идут за таким-то классом или за такой-то партией» (там же, т. 40, с. 15 (т. 30, с. 243)).

Но и формальные итоги выборов в Учредительное собрание при всем их несовершенстве (злоупотребления при подсчетах и пр.) отражали закономерность победы Октябрьской революции. Большевики добились успеха на выборах в Петрограде, Москве, значительной части губернских городов, на Западном и Северном фронтах, во многих тыловых гарнизонах. В Петрограде большевики получили 45% голосов всех избирателей, эсеры - 16,7%, в Петроградской губернии соответственно - 49% и 25%. В Москве за большевиков голосовали 50%, за эсеров - 8%, в Московской губернии соответственно - 56% и 26% избирателей. По 68 губернским городам в целом большевики получили 36,5% голосов, кадеты - 23,9%, эсеры - 14,5%. По Северному фронту большевики получили 61% голосов, Западному - 67%, Балтийскому флоту - 58,2%. За большевиками шла большая часть пролетариата и почти половина солдат; они обладали подавляющим перевесом сил в решающий момент в осн. пунктах (Петроград и Москва, пром. центры и фронты, близкие к центрам). Ленин видел в этом «... закон политического успеха, особенно в той ожесточенной, кипучей войне классов, которая называется революцией» (там же, с. 6 (т. 30, с. 235)).

Контрреволюция под лозунгом «Вся власть Учредительному собранию» попыталась противопоставить его Советской власти, создала «Союз защиты Учредительного собрания». Учредительное собрание открылось 5 (18) января 1918 года в Петрограде в Таврическом дворце. На заседание из 715 избранных явилось около 410 депутатов. Среди них преобладали эсеры-центристы во главе с В. М. Черновым, избранным затем председателем Учредительного собрания. Большевиков и примыкавших к ним левых эсеров было 155 человек (38,5%). Контрреволюционное большинство Учредительного собрания отказалось обсуждать предложенную Я. М. Свердловым от имени ВЦИК Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, не признало декреты Советской власти. Большевистская фракция покинула заседание, заявив, что Учредительное собрание представляет «вчерашний день революции». Затем ушли левые эсеры и представители некоторых других групп. Контрреволюционная сущность Учредительного собрания стала очевидной. Продолжавшееся около 13 часов заседание Учредительного собрания было закрыто в 5-м часу утра 6 (19) января по требованию караула. В ночь с 6 (19) на 7 (20) января ВЦИК по докладу Ленина принял декрет о роспуске Учредительного собрания, который одобрили широкие народные массы и Третий Всероссийский съезд Советов. По предложению Я. М. Свердлова съезд 18 (31) января 1918 года принял постановление об устранении из текста советских законов ссылок на их временный «впредь до созыва Учредительного собрания» характер.

Контрреволюционные члены Учредительного собрания в годы военной интервенции и гражданской войны активно боролись против Советской власти (см. Комитет членов Учредительного собрания, Уфимское государственное совещание, Эмиграция белая, Эсеры).

О. Н. Знаменский. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.

Источники:

Вокруг Учредительного собрания. Сб. ст. и док-тов, П., 1918; Святицкий Н. В., Итоги выборов во Всеросс. Учредительное собрание, в сб.: Год рус. революции (1917-1918 гг.), М., 1918; Врем. пр-во и Учредительное собрание, "КА", 1928, т. 3; Всеросс. Учредительное собрание (1917 г. в док-тах и мат-лах), М.-Л., 1930.

Литература:

Ленин В. И., О конституционных иллюзиях, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 34 (т. 25); его же, Речь по вопросу об Учредительном собрании, там же, т. 35 (т. 26); его же, Тезисы об Учредительном собрании, там же (т. 26); его же, Речь о роспуске Учредительного собрания на заседании ВЦИК 6(19) января 1918 г., там же (т. 26); его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же, т. 37 (т. 28); его же, Выборы в Учредительное собрание и диктатура пролетариата, там же, т. 40 (т. 30); Игнатов Е., Тактика большевиков и Учредительное собрание, "ПР", 1928, No 4 (75)-5(76); Рубинштейн Н. Л., К истории Учредительного собрания, М.-Л., 1931; его же, Большевики и Учредительное собрание, (М.), 1938; Динес А. С., Большевики в предвыборной кампании в Учредительное собрание, "Уч. зап. Саратов. гос. ун-та", Кафедра общ. наук, 1956, т. 58; его же, Некоторые итоги выборов в Учредительное собрание, там же, Кафедра истории КПСС, 1958, т. 59; Коренькова З. М., Большевистская партия на выборах в Учредительное собрание, "Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина", Кафедра истории КПСС, 1957, т. 68, в. 2; ее же, Ленинская тактика в отношении Учредительного собрания в период его созыва и роспуска, там же, 1964, No 214; Петраш В. В., Выборы в Учредительное собрание по Балтийскому избирательному округу, в сб.: Город Ленина в дни Октября и Великой Отечеств. войны, М.-Л., 1964; Городецкий E. Н., Рождение Советского государства 1917-1918 гг., (М., 1965); Знаменский О. Н., Конец Учредительного собрания, (Л., 1967); его же, Выборы в Учредительное собрание в Петрограде, в сб.: Из истории Вел. Окт. социалистич. революции и социалистич. строительства в СССР, (л.), 1967; его же, О стенограмме заседания Всероссийского учредительного собрания 5-6 января 1918 г., в сб.: Вспомогательные исторические дисциплины, сб. 2, Л., 1969; его же, Ленин об Учредительном собрании, в сб.: В. И. Ленин в Октябре и в первые годы Сов. власти, Л., 1970; его же, В. И. Ленин об итогах выборов в Учредительное собрание, в кн.: История и историки. 1970, М., 1972; Марат X. С, Рабочие, солдаты и матросы голосуют за Ленина, "ВИ КПСС", 1968, No 11; Спирин Л. М., Классы и партии в гражд. войне в России (1917-1920 гг.), М., 1968; Гусев К. В., Ерицян X. A., От соглашательства к контрреволюции, М., 1968; Партолин Ф. Г., В. И. Ленин, большевики и Учредительное собрание, "ВИ КПСС", 1969, No 12; Хесин С. С., Флот голосует за политику Ленина, "ИСССР", 1970, No l; Кириенко Ю. К., Итоги выборов в Учредительное собрание на Дону, "ИСССР", 1970, No 1.