Кальвинистская церковь

Первоначально Кальвин отрицал необходимость создания особой церковной организации. Тем не менее потребности ведения борьбы, с одной стороны, против усиливающегося натиска контрреформации, а с другой — против революционных плебейских ересей, в частности анабаптизма, заставили Кальвина признать необходимость такой организации. Однако если католическая церковь в соответствии с социально-политической структурой феодального общества была организована по монархическому принципу, со строгим иерархическим подчинением низших служителей высшим, то кальвинистская церковь строилась на республиканских основах.

Во главе церковной кальвинистской общины стояли старшины (пресвитеры), которые избирались из светских членов общины (как правило, наиболее богатых), и проповедники, произносившие проповеди религиозно-нравственного содержания. Они не имели специального священнического сана. Это была их служебная обязанность (по латыни — ministerium), отсюда их название —  министры. Пресвитеры и министры в своей совокупности составляли консисторию, которая в Швейцарии ведала религиозной жизнью общины, рассматривая все дела, связанные с проступками членов общины против религии и морали. Позднее в других странах Европы консистории стали управлять всеми делами общины в целом.

Вопросы, касающиеся догматов кальвинизма, обсуждались на особых собраниях министров — конгрегациях. Впоследствии конгрегации превратились в местные и общенациональные съезды представителей общин — синоды, задачей которых было бороться с ересями и охранять единство культа и вероучения.

Такая организация кальвинистской церкви придала ей исключительную сплочённость, гибкость и боеспособность.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том IV. М., 1958, с. 201.

Понятие: