Гугеноты

Некоторые законы, касающиеся гугенотов и вновь обращенных

Королевская декларация от 20 июня 1665 г. (возобновленная 13 марта 1679 г.): «Преступление вероотступничества и возвращения в старую веру. Пожизненная ссылка вновь обращенным, возвратившимся в старую веру».

Королевская декларация от 2 апреля 1666 г.: «Дети, чьи отцы являются или собираются стать католиками, должны быть крещены в католической вере, даже если их матери исповедуют кальвинизм».

Эдикт от июня 1680 г.: «Католикам запрещается принимать протестантство под угрозой крупного штрафа, пожизненной ссылки и конфискации имущества. Протестантским пасторам запрещается принимать католиков под угрозой запрета на их деятельность».

Постановление совета от 18 ноября 1680 г.: «Всем протестантам, которые отреклись или отрекутся от веры, будет дана отсрочка на три года от уплаты основной суммы их долгов».

Ордонанс от 11 апреля 1681 г.: «Отрекшиеся от протестантства в течение двух лет освобождаются от постоя военных и уплаты налогов».

Королевский эдикт, зарегистрированный парламентом 23 августа 1685 г.: «Книги, содержащие хулу на католичество, подлежат уничтожению, их запрещается печатать и продавать (карается штрафом в 1500 ливров и запретом на торговлю), а протестантским пасторам запрещается их распространять и читать проповеди против учения католической церкви».

Сопротивление протестантов находит выражение в литературных трудах. Среди 700 пасторов Франции наиболее активно проявляет себя Пьер Жюрьё, который не боится смело выступать не только против позиции католиков (Мембура, Боссюэ, а также янсенистов Арно и Николя), но также и своих единоверцев, в частности Пьера Бейля, чью позицию он считает чересчур толерантной. В 1681 г. его осуждают на ссылку (Роттердам).

Отмена Нантского эдикта эдиктом Фонтенбло (15 октября 1685 г.), по сути, явилась результатом длительной последовательной политики Людовика XIV. С этого дня протестантизм во всем королевстве (кроме Эльзаса) утрачивает легальное положение. Последние оставшиеся храмы уничтожены, поскольку публичное протестантское богослужение запрещено. Протестантским пасторам приказано покинуть страну в течение двух недель, а их единоверцы, напротив, принуждены остаться, чтобы таким образом скорее сменить религию. Нарушителям грозит ссылка на галеры. Подобная политика вызывает возмущение стран, большинство жителей которых являются протестантами, и способствует созданию Аугсбургской лиги. Около 200 000 гугенотов воспринимают это как сигнал к тайному бегству в более гостеприимные земли — их называют «Убежищем» — Соединенные провинции, Великобританию, Швейцарию, 1ерманию. Другие мало-помалу готовят сопротивление внутри королевства. Так, в 1702 г. с убийства Пьером Секье в Севеннах настоятеля монастыря Франсуа де Ланглада де Шела началось восстание камизаров. В этой войне сталкиваются вооруженные отряды Жана Кавалье с ротами маркиза Монревеля. Однако бесчинства королевских войск не могут подавить партизанское движение и профетизм, который все шире распространяется среди местного населения. Чтобы наконец усмирить эту провинцию, понадобится вмешательство маршала Виллара (март 1704 г.). Репрессии заставят членов общин притвориться покорными и совершать богослужения втайне: созывать собрания в «Пустыне» (термин, напоминающий об истории израильского народа). Вследствие чего первый синод состоится в окрестностях Нима 21 августа 1715 г., то есть за несколько дней до кончины Людовика XIV.

Бассине Ж.-Ф. Франция Людовика XIV. Великое время великих людей (1643-1715). Жан-Франсуа Бассине. – М., 2016, с. 190-192.

Понятие: