Валидность теста

ВАЛИДНОСТЬ ТЕСТА (от англ. valid - имеющий силу и test — испытание) Психометрическая характеристика теста, выражающаяся в действительной способности теста измерять ту психологическую характеристику, для диагностики которой он заявлен. Валидность теста определяет, что должен измерять тест но предположению разработчиков и в какой степени хорошо он это делает. Чаще всего для определения валидности психологического теста требуется внешний критерий, использующийся независимо от самого теста, для оценки того психологического качества, которое должно измеряться. Среди них выделяют объективные и субъективные критерии. В качестве объективных критериев валидности обычно используются: объективные социально-демографические и биографические данные (стаж, образование, профессия, прием или увольнение с работы); показатели успеваемости, чаще всего являющиеся внешним критерием для тестов способностей к обучению, достижений в отдельных дисциплинах, тестов интеллекта; производственные показатели эффективности отдельных видов профессиональной деятельности, выступающие внешним критерием при валидизации методик, используемых в профотборе и профориентации; результаты реальной деятельности (рисование, моделирование, музыка, составление рассказа и т. д.), используемые обычно при конструировании тестов общих и специальных способностей, личностных тестов; врачебный диагноз или другие заключения специалиста; контрольные испытания знаний и умений; данные других методик и тестов, валидность которых считается установленной. К субъективным критериям относятся оценки, суждения, заключения об объекте исследования, сделанные экспертом (специалистом, педагогом, руководителем, психологом). При этом эксперт дает заключение по стандартизированной оценочной шкале, предложенной ему разработчиками теста. Объективность достигается за счет увеличения числа экспертов и соблюдения единообразия ситуаций оценивания. При использовании экспертной оценки используют: метод коллективной оценки, когда достигается единство во мнениях всех экспертов относительно испытуемого, подвергаемого исследованию; метод средневзвешенной оценки, когда усредняются оценки, данные испытуемому независимыми экспертами; метод ранжирования, когда испытуемые распределяются по степени выраженности у них того или иного свойства; метод парного сравнения, когда испытуемые попарно сравниваются по степени выраженности свойства. Принципиальные трудности определения валидности заключаются в том, что валидпость чаще всего определяется по внешним для психолога критериям, прежде всего социально-прагматическим (производительность, успеваемость, состояние здоровья, преступность и пр.). Всегда есть вероятность, что причиной отсутствия связи между методикой и критерием оказывается не низкая валидность методики (тестовый балл не отражает, например, стрессоустойчивость оператора), а исходное предположение, что должна быть подобная связь (например, предположение, что есть связь между стрессоустойчивостью оператора и процентом аварийных ситуаций). Количественно валидность теста может выражаться через корреляции результатов, полученных с его помощью, с другими показателями, например с успешностью выполнения соответствующей деятельности. Виды: очевидная валидность; содержательная валидность; валидность по критерию, или эмпирическая; прогностическая валидность; понятийная, или конструктивная.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 87-88.

Литература:

Гильбух Ю. 3. Актуальные проблемы валидизации психологических тестов // Вопросы психологии. 1978. № 5; Гильбух Ю. 3. Проблема теоретического обоснования предмета испытаний при разработке психологических тестов // Вопросы психологии. 1982. № 1; Гильбух Ю. 3. Проблема валидноети эксперимента в психологии // Психологический журнал. 1987. № 4. Т. 8.

Понятие: