Сельская община в период Шан (Инь)

В процессе разложения родового строя, ещё в период, предшествовавший созданию государства Шан (Инь), произошли крупные изменения в земельных отношениях. Родовая собственность на землю распадалась. По-видимому, племенные вожди, узурпировавшие власть и превращавшиеся в царей, стали единолично распоряжаться землёй в общинах, рассматривая её в качестве государственной собственности. Во всяком случае данные о дарениях земли ваном (правителем), хотя и не часто, но встречаются в надписях на иньской бронзе наряду с надписями о пожаловании рабов. Это не значит, что рабовладельческая аристократия владела только пожалованной царём землёй. Вероятно, в руках знати оставалась и часть родовых земель, перешедших к ней в процессе разложения первобытно-общинного строя и распада родовой общины. Однако нет данных о том, чтобы какиелибо земли перешли в полную частную собственность. В надписях на костях и бронзе, да и в литературных памятниках отсутствуют всякие следы купли-продажи и заклада земли. Нет никаких упоминаний для времени Шан (Инь) и об особых царских хозяйствах.

Большую роль в общественных отношениях иньского времени играла община. В надписях на костях она изображалась знаком «м», обозначавшим «поселение людей». По-видимому, это было селение-община или совокупность общин. Впоследствии этим иероглифом обозначались понятия города, территории, небольшого владения.

Надписи на костях и на бронзе не проливают света на характер распределения земли и внутреннюю организацию общин. В этих надписях для обозначения полей применяется знак «колодца». Если обвести этот знак со всех сторон линиями, то получается фигура, в которой девять квадратов или девять полей. Кроме того, сам иероглиф «поле» изображался иногда в виде девяти квадратов. По сообщению философа Мэн-цзы (IV—III вв. до н. э.), восемь полей якобы находились в частном пользовании восьми семейств, а девятое, находившееся в центре, обрабатывалось сообща всеми восемью семействами. Мэн-цзы относит такое распределение земли ко времени, следующему за периодом Шан (Инь), но в более поздних сочинениях есть указания, относящие подобный порядок и к рассматриваемому нами периоду. Всё это даёт исследователям основание предполагать, что общинное землепользование в иньское время было, по-видимому, организовано по этой так называемой системе «колодезных полей». На основании указанных источников можно предположить, что в общине иньского периода вся земля, находившаяся в пользовании свободных общинников, разделялась на две категории: гун тянь, т. е. «общественное поле», и сы тянь, т. е. «частные поля». Под гун тянь понималось поле, обрабатывавшееся совместно всей общиной, причём весь сбор урожая поступал старосте общины, который, по-видимому, отправлял этот урожай управителю данного района или области, а последний посылал собранное со всего района в столицу, иньским царям. Сы тянь, или частные поля, — это поля, которые находились в индивидуальном пользовании каждой семьи. Сбор урожая с этих полей шел на прокормление свободных общинников. Частные поля, однако, не являлись частной собственностью их держателей.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том I. М., 1955, с. 445.