Память (Кондаков, 2007)

ПАМЯТЬ — когнитивный процесс, представляющий собой систему взаимосвязанных компонентов, таких как запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание приобретенного опыта. В наиболее простой форме память реализуется как узнавание ранее воспринимавшихся предметов, в более сложной форме предстает как воспроизведение в представлении предметов, которые не даны в настоящее время в актуальном восприятии. Узнавание и воспроизведение могут быть произвольными и непроизвольными. На основе этого факта строилась теория памяти А. Бергсона, который выделял два вида памяти: память-привычка, или память тела, основой ко-торой служат физиологические мозговые процессы, и память-воспоминание, или память духа, не связанная с деятельностью мозга (Бергсон А. Материя и память. Собр. соч.: В 4 т. М.: Московский клуб, 1992. Т. 1). Виды. Различаются прежде всего по временным показателям удержания в памяти и характеристикам материала. По параметрам длительности хранения информации в памяти выделяют сенсорную, где хранение осуществляется не более 1,5 секунды, кратковременную, с временем хранения не более 30 секунд, и долговременную память, позволяющую хранить материал постоянно. Также выделяют эксплицитную память, обеспечивающую возможность произвольно вспомнить ту или иную информацию, что проявляется как собственно запоминание, и имплицитную память, обеспечивающую использование информации в структуре того или иного психического действия без возможности произвольно вспомнить ее, что проявляется в эффектах узнавания и облегчения формирования навыка. Еще один вид классификации памяти: разделение ее на процедурную, представляющую собой знание о том, как надо взаимодействовать с тем или иным объектом, и декларативную, образованную из знаний о свойствах тех или иных объектов. Показано, что по характеру запоминаемого материала наиболее развиты у человека зрительная, слуховая, осязательная память. Диагностика. Для определения индивидуальных вариаций памяти служит множество методик. Так, в частности, в тест памяти SIME включены такие шкалы, как механическая память, отсутствие запоминания, забывание имен, запоминание внешнего вида, разговоров, поручений, трудность вспоминания, забывание мест.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 410.

Литература:

Ebbinghaus Н. Ober Gedachtnis. Leipzig: Altenberg, 1885; Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М., 1966; Флорес Ц. Память // Экспериментальная психология / Под. ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. М., 1973. Вып. 4; Klatzky R. L. Human memory. San Francisco: Freeman, 1975; в рус. пер.: Клацки Р. Память человека: Структуры и процессы. М.: Мир, 1978; Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1979; Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / Пер. с англ. М., 1980; Познавательная активность в системе процессов памяти / Под ред. Н. И. Чуприковой. М.: Педагогика. 1989; Шадриков В. Д., Черемошкина Л. В. Мнемические способности: Развитие и диагностика. М.: Педагогика, 1990; Солсо Р. Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996; Зинченко Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. СПб.: Питер, 2002.

Понятие: