Высшие психические функции

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ (от греч. psyche — душа и лхт. junccio — исполнение). Теоретический конструкт, разработанный Л. С. Выготским, призванный объяснить качественное своеобразие человеческой психики и представленный сложными психическими процессами, прежде всего познавательными, такими как внимание, память и т. д., социальными по своему формированию, которые опосредствованы и благодаря этому произвольны. По представлениям Л. С. Выготского, психические явления могут быть «натуральными», детерминированными преимущественно генетическим фактором, и надстроенными над первыми, «культурными», т. е. собственно высшими психическими функциями, которые всецело формируются под влиянием социальных воздействий. Низшие («натуральные») психические функции характерны и для животных, и для ребенка до вступления его на путь социализации; в них процесс взаимодействия субъекта с объектом еще не опосредствован использованием орудий. Основным признаком высших психических функций является их опосредствованность определенными «психологическими орудиями», знаками, возникшими в результате длительного общественно-исторического развития человечества, к которым относится прежде всего речь. Выделяют также следующие характеристики высших психических функций: прижизненное формирование; социокультурная обусловленность; доступность для рефлексии; произвольность, возможность их самоконтроля; оформленная структура, состоящая из определенного числа звеньев. В нейропсихологической школе, созданной А. Р. Лурия, постулируется, что психофизиологическим коррелятом формирования высших психических функций выступают сложные функциональные системы, имеющие вертикальную (корково-подкорковую) и горизонтальную (корково-корковую) организацию. Каждая высшая психическая функция жестко не привязана к какому-либо одному мозговому центру, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры участвуют в построении данной функции. Как и любые другие функциональные системы, высшие психические функции обладают пластичностью (возможна перестройка для достижения инвариантной цели с помощью вариативных средств, другими словами, для достижения поставленной цели могут использоваться различные наборы операций, гибко подстраивающиеся под наличные условия выполнения деятельности); системным строением (состоят из звеньев, связанных между собой по типу равенства или соподчинения, при этом звенья одного уровня в известном объеме взаимозаменяемы: например, коммуникация может осуществляться как в виде письменной, так и в виде устной речи); возможностью слаженно и целостно работать, что обеспечивается разными органами или участками мозга. Но в отличие от других функциональных систем высшие психические функции имеют социальное строение, опосредованы но строению, произвольны и сознательны по способу функционирования. Генезис. Первоначально высшая психическая функция реализуется как форма взаимодействия между людьми, между взрослым и ребенком, как интерпсихический процесс, и лишь затем — как внутренний, интрапсихический. При этом внешние средства, опосредствующие это взаимодействие, переходят во внутренние, т. е. происходит их интериоризация. Если на первых этапах формирования высшей психической функции она представляет собой развернутую форму предметной деятельности, опирается на относительно простые сенсорные и моторные процессы, то в дальнейшем действия свертываются, становясь автоматизированными умственными действиями.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 117-118.

Литература:

Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982-1984;

Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.