Матриархат: родовая община
В верхнем палеолите значительно усложняется образ жизни людей, развивается строй первобытной общины. Отдельные группы неандертальцев были, по всей вероятности, чужды и даже враждебны друг другу. Огромное значение для сближения разных групп должно было иметь возникновение экзогамии, т. е. запрета брачных отношений внутри рода и установление постоянной брачной связи между представителями различных родов. Установление экзогамии как общественного института, свидетельствующего о возрастающем развитии и усложнении общественных связей, можно отнести к верхнепалеолитическому времени.
Повышение производительности охоты в верхнем палеолите способствовало еще более чёткому разделению труда между мужчинами и женщинами, Одни постоянно были заняты охотой, другие, при развивавшейся относительной оседлости (в силу всё той же большей производительности охоты), больше времени проводили на стоянках, ведя всё усложнявшееся хозяйство группы. Женщины в условиях более или менее оседлой жизни изготовляли одежду различную утварь, собирали съедобные и технические растения, например употреблявшиеся для плетения приготовляли пищу. Исключительно важно также, что именно женщины были хозяйками в общественных жилищах, тогда как их мужья были здесь пришельцами.
При господстве характерного для такого этапа родового строя группового брака, когда отец точно неизвестен, дети, разумеется, принадлежали женщинам, что усиливало социальную роль и влияние на общественные дела женщины-матери.
Всё это послужило основой новой формы первобытнообщинных отношений материнской родовой общины.
Прямыми указаниями на оформление материнского рода в это время являются с одной стороны, общинные жилища, а с другой — широко распространённые изображения женщин, в которых можно видеть образы женщин - родоначальниц, известных по данным фольклора, например, у эскимосов и алеутов.
На основе дальнейшего усложнения общественной жизни людей верхнего палеолита происходят и существенные перемены во всех областях их культуры: возникает уже достаточно развитое искусство, в трудовой практике человек накапливает опыт и положительные знания.
Цитируется по изд.: Всемирная история. Том I. М., 1955, с. 55-56.