Псковская школа

ПСКОВСКАЯ ШКОЛА, одна из местных школ русского средневекового искусства; сложилась в Пскове и его владениях в период феодальной раздробленности. Ранние постройки из плинфы и камня сохраняют связь с архитектурными традициями новгородской школы (собор Ивановского монастыря, до 1243 года), в то же время отличаясь по конструктивному решению типа крестово-купольного храма (собор Мирожского монастыря; …). Основной тип приходского храма сложился к конце 14 века (известен по памятникам 15 века) - кубический, 4-столпный, 3-апсидный, с пониженными угловыми частями храм имел одну главу и многоскатное покрытие (церковь села Кобылье Городище, 1462 год), иногда на повышенных подпружных арках (церковь Успения в Мелётове, 1463 год). В 15 веке был разработан также тип небольшого бесстолпного храма с барабаном, опирающимся на пересекающиеся цилиндрические арки [церковь Николы Каменноградского, 16 век(?)]. К храмам пристраивались обычно многочисленные приделы, притворы, паперти; вместе с многопролётными звонницами храмы составляли живописный асимметричный ансамбль. Развита была крепостная архитектура; в 16-17 веках строились огромные, в несколько этажей купеческие дома (3-этажные палаты Погашенных, до 1645 года). С 14 века строительство велось из местного камня-плитняка с последующей известковой обмазкой и побелкой. Контраст простых геометрических объёмов и подчёркнуто-материальной пластики стены придают культовой, гражданской и крепостной архитектуре Псковской школы большую выразительность. Живопись Псковской школы начала складываться в середине 13 века, достигнув расцвета в конце 14 - начале 15 веков. Она отличается экспрессией образов, напряжённостью колорита, резкостью пробелов, пастозностью мазка (фрески собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, 1313 год, и церкви Успения в Мелётове, 1465 год; иконы «Собор Богоматери» и «Параскева Пятница, Варвара и Ульяна» - обе 2-я половина 14 века, Третьяковская галерея). В живописи распад Псковской школы начался на рубеже 15-16 веков, в архитектуре местные традиции удерживались дольше.

Л. В. Бетин.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии в 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 21. Проба – Ремéнсы. – М., Советская энциклопедия. – 1975. – 640 с.

Литература:

История русского искусства, т. 2, М., 1954; Всеобщая история архитектуры, т. 3, Л,- М., 1966; т. 6, М., 1968.