Психология спорта (Шапарь, 2009)

ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА — направление психологии, предмет которого — изучение закономерностей проявления и развития психики, а также групповых взаимодействий в условиях соревновательной и тренировочной деятельности. Как и многие другие направления психологии, стало интенсивно развиваться в 60-е - 70-е годы XX века, причем вначале основные исследования сосредоточивались на изучении индивидуальных различий спортсменов (см. Психология дифференциальная), способностей и возможностей действовать в стрессовых условиях соревнований (см. Стресс), способах повышения эффективности тренировок.

Позднее спектр разрабатываемых вопросов существенно расширился. Применительно к каждому виду спорта с учетом достижений общей психологии, педагогической, возрастной и социальной разрабатываются программы специальных тренировочных комплексов, направленных на повышение физической и психической тренированности спортсменов, их эмоционально-волевой (см. Эмоции; Воля), этической, морально-нравственной и коллективистской подготовленности (см. Коллективизм).

В отечественной психологии спорта достаточно детально исследованы закономерности эффективного формирования двигательных навыков и умений, способы достижения высоких показателей силы, выносливости, ловкости и координированности движений, основанные на концепции уровней построения движений. Изучаются пути и способы формирования специализированных восприятий спортсменов — чувства времени, чувства дистанции, изменения скорости движения объекта, предвосхищения мгновенного развития событий (см. Антиципация; Интуиция), «чувство мяча», «чувство воды» и т. д. Уделяется внимание развитию методов улучшения наблюдательности, воображения, стратегического и тактического мышления, согласованного взаимодействия в групповых играх. Углубление исследований идет и в области изучения способностей спортсменов и их специального психологического отбора на разных возрастных стадиях, и в области воспитания и формирования этих способностей в ходе тренировочной деятельности.

Особую проблему составляют такие направления психологии спорта, как психическая саморегуляция, управление своим состоянием в предстартовый период, в ходе соревнований и после выхода из соревновательной ситуации.

В отдельное направление выделены социально-психологические исследования, рассматривающие: 1) проблемы формирования команд; 2) межличностные отношения в них; 3) приемы и способы повышения сплоченности и ценностно-ориентационного единства; 4) вопросы взаимоотношений с тренером или тренерским коллективом; 5) вопросы взаимоотношений с болельщиками, в том числе с «фанатами»; 6) проблемы межкомандных взаимоотношений и др.

Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред.  В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Ростов н/Д. Феникс, 2009, с. 494-495.