Прекарий
ПРЕКАРИЙ (лат. precarium, средневековая лат. precaria, от preces - просьба) - в римском и средневековом праве пользование землей, предоставляемой собственником на более или менее длительный срок по обращенной к нему письменной просьбе. Документ, посредством которого земля передавалась испрашивающему ее лицу, назывался престарной грамотой (prestaria). Утратив характерное для римского прекария право собственника требовать возвращения предоставленного в пользование владения, а также необходимость возобновлять прекарный договор каждые 5 лет, прекарий получил широкое распространение во всех странах раннесредневековой Европы и существовал там вплоть до 13 века. Различаются 4 вида прекария: precaria data (данный), при котором собственник земли предоставляет просителю в прекарий свою землю; наибольшие права собственника земли по отношению к прекаристу связаны именно с этой формой прекария; precaria oblata (предоставленный) - наиболее распространенный вид прекария, при котором собственник земли (обычно мелкий собственник, нередко крестьянин) дарит ее церкви или светскому магнату и затем получает ее от них обратно уже в качестве прекария; если же верховный собственник добавлял к такому прекарию свой земельный участок, возникали precaria remuneratoria (буквально - прекарий с вознаграждением); эти прекарии были относительно редки и предоставлялись, как правило, представителям господствующего класса. Последнее относится и к прекарию, предоставленным по повелению короля или крупных магнатов (precaria verbo regis; p. verbo potentum) церковью. Юридически заключение прекарного договора не вело к возникновению отношений зависимости. Прекарий мог заключаться между лицами различного социального положения: прекаристами крупных церковных вотчин были крестьяне, мелкие феодалы, крупные магнаты, члены королевской семьи и сами короли. Прекарии засвидетельствованы главным образом на землях церковных вотчин, роль их в формировании церковного землевладения весьма значительна. Источниками для изучения прекария на церковных землях служат главным образом сборники формул и картулярии, по косвенным данным которых можно судить и о распространении прекария на землях светских землевладельцев. Условия прекария очень различны: они колебались от обязательства уплачивать незначительный чинш в несколько денариев (так называемый Recognitionszins) до уплаты большого натурального оброка и несения барщины (обычно от 3 дней до 2-3 недель в году). Прекарий в раннее средневековье предоставлялся пожизненно, часто с правом передачи по наследству (обычно до третьего поколения). Прекаристам, имеющим precaria oblata, иногда предоставлялось право выкупа. Последствия заключения прекарного договора были различными в зависимости от социального положения прекаристов. Для представителей феодальных слоев прекарий создавал отношения, приближающиеся к бенефицию, от которого прекарий отличался тем, что de jure не создавал отношений вассальной зависимости, в действительности же такие отношения почти неизбежно возникали; самые термины precaria и beneficjum в источниках часто смешиваются. Наибольшее значение для процесса феодализации и возникновения зависимого крестьянства имели прекарные сделки между феодалами и мелкими собственниками крестьянского типа. Крестьян прекарный договор, хотя и медленным путем, приводил к втягиванию в различные формы зависимости, вплоть до полного закрепощения, чему способствовала возможность для собственника земли изменять и ухудшать условия прекария путем увеличения чинша; неуплата чинша в срок могла привести к окончательному превращению земли прекариста в тяглый надел.
Л. Т. Мильская. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 11. ПЕРГАМ - РЕНУВЕН. 1968.
Литература:
Энгельс Ф., Франкский период, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 19; Петрушевский Д. М., Очерки из истории средневекового общества и государства, 5 изд., М., 1922; Неусыхин А. И., Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Зап. Европе VI-VIII вв., М., 1956 (имеется библ.); его же, Судьбы свободного крестьянства в Германии в VIII-XII вв., М., 1964; Данилов А. И., К критике допшианской концепции раннесредневековой вотчины, в сб.: Ср. века, в. 9, M., 1957; Мильская Л. Т., Светская вотчина в Германии VIII-IX вв. и ее роль в закрепощении крестьянства, М., 1957; Романова Е. Д., Прекарий на землях Сен-Галленского аббатства в VIII-IX вв., в сб.: Ср. века, в. 15, М., 1959; Грацианский Н. П., Из социально-экономич. истории зап.-европ. средневековья. Сб. ст., М., 1960; Schröder R.,Künssberg E. F. von, Lehrbuch der deutschen Rechtsgeschichte, 6 Aufl., В.-Lpz., 1922.